Ambition Пятница, 19.04.2024, 18:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Манипуляция сознанием в политике [57]
Манипуляция сознанием
Психологическая война в политике [38]
Психологическая война
Спецслужбы [0]
Спецслужбы
Сообщества [0]
Сообщества
Терроризм [3]
Терроризм

Мини-чат

Наш опрос
Оценка сайта
Всего ответов: 34

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Манипуляция сознанием в политике

Служба психологических операций Войска Польского 2 часть
Служба психологических операций Войска Польского 2 часть
Данные действия проводятся в отношении конфликтующих сторон и гражданского населения в районе операции в интересах создания атмосферы поддержки коалиционной группировки войск (сил). Их целью является психологическая защита коалиционных войск (сил), находящихся в районе операции. Они ведутся открыто в соответствии с доктринальны-ми взглядами НАТО на миротворческую деятельность.

Планирование психологических действий в миротворческих операциях осуществляется в соответствии с директивными указаниями командующего объединенной группировкой войск (сил).

Объектами психологического воздействия являются группировки войск (сил) противника и различные враждебно настроенные группы вооруженных людей. В связи с нехваткой сил и средств, необходимых для ведения психологических операций, как правило, требуется сосредоточить усилия не на всех, а лишь на основных объектах воздействия. При этом нужно учитывать: степень восприимчивости конкретных получателей информации к психологическому воздействию; способность получателей информации предпринимать нужные ответные действия как индивидуально, так и в составе групп; доступ объектов воздействия к различным источникам массовой информации; значимость конкретных объектов воздействия с точки зрения целей и задач операции.

После определения основных объектов воздействия возникает необходимость отбора и детальной проработки содержания передаваемой информации, которая требуется для достижения целей психологической операции. При этом тематика такой информации должна заслуживать доверия. Для этого она должна основываться на исторической достоверности и знании текущей обстановки. Для создания атмосферы доверия в ходе психологической операции нужно использовать максимально правдивую информацию.

Выбранные темы призваны обеспечивать достижение цели психологических операций, а также способствовать решению текущих и последующих задач, стоящих перед коалиционной группировкой войск (сил). Передаваемая информация должна побудить объект воздействия принимать разумные, реалистичные и выгодные, с его точки зрения, решения и действовать в соответствии с ними.

Содержание психологических операций должно восприниматься объектами воздействия как выражение их национальных интересов, совпадающих с политикой НАТО. Любое несоответствие тем психологического воздействия, которые используются различными коалиционными органами управления, может дискредитировать цели совместной операции и нанести ущерб деятельности объединенной группировки войск (сил). Для избежания такого несоответствия необходима детальная координация деятельности всех структур, участвующих в психологических операциях.

Своевременно проводимые мероприятия психологических операций в значительной степени способствуют успеху действий войск (сил), а при необходимости сводят к минимуму отрицательные последствия неудачных операций. В противном случае они могут оказаться неэффективными или даже выгодными противнику. Личный состав сил ПсО должен уметь анализировать психологическую ситуацию, сложившуюся в районе размещения войск противника, выбирать подходящие объекты воздействия и темы, а также согласовывать и проводить мероприятия с учетом динамики развития обстановки. Все эти действия должны осуществляться быстро, с тем чтобы максимально использовать благоприятную обстановку.

От психологических операций нельзя ожидать немедленных результатов. Для того чтобы идеи были «правильно» восприняты противником, снизился его моральный дух, возникли противоречия внутри противостоящей группировки и, следовательно, повысилась эффективность действий коалиционных войск (сил), требуется время. Учитывая то, что психологические операции могут способствовать прекращению активных военных действий, их необходимо начинать на самых ранних этапах проведения совместных операций. В тех случаях, когда это возможно, деятельность в рамках ПсО должна начинаться еще до того, как войска (силы) будут переброшены в район проведения совместной операции.

План психологической операции утверждают Совет НАТО и верховный главнокомандующий ОВС блока.

Планирование психологических действий в районе боевых действий и в миротворческих операциях должно проводиться штабом объединенного командования ОВС альянса. В этом документе должны быть определены сильные и слабые стороны противника, цели психологических операций, вероятные объекты воздействия и «надежные» информационные темы. Кроме того, план должен содержать указания по использованию средств массовой информации для воздействия на личный состав ВС противника, а также ограничения по этим вопросам. После утверждения плана все определенные в нем мероприятия должны строго выполняться каждым звеном управления. Требование по утверждению планов ПсО старшим начальником в некоторой степени ограничивает свободу действий командиров оперативного и тактического звеньев управления. Однако это необходимое ограничение.

Психологические операции являются неотъемлемой частью военных (боевых) действий на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Разработка планов ведения ПсО, которые должны стать частью общего оперативного плана, начинается на самой ранней стадии планирования. Мероприятия, предусмотренные в рамках психологических операций, должны быть учтены во всех видах деятельности, осуществляемой командующим объединенной группировкой войск (сил) в рамках совместной операции. Необходимо также принимать меры по предупреждению или снижению отрицательного влияния мероприятий психологических операций на незапланированные объекты воздействия, и в первую очередь на личный состав коалиционной группировки войск (сил).

В интересах обеспечения выполнения боевой задачи страны-участницы операции могут передавать свои силы и средства психологических операций под оперативное управление командующего объединенной группировкой войск (сил). Поведение личного состава своих войск (сил) оказывает влияние на местное население и имеет большое значение для получения поддержки с его стороны. В задачи командования входит информирование военнослужащих объединенной группировки войск (сил) о культурных и национальных традициях населения в районе совместных действий. Знание этих традиций позволит установить более тесные контакты с местным населением и избежать любого недопонимания и возможного конфликта с местным населением. Группы психологических операций призваны информировать свои войска (силы) относительно местных особенностей района совместных операций.

В интересах успешного ведения психологических действий личный состав сил ПсО должен осуществлять тесное взаимодействие со всеми заинтересованными штабными подразделениями. Объекты воздействия и «надежные» информационные системы могут быть выбраны правильно только на основе достоверной разведывательной информации. Разведданные, добытые в ходе проведения мероприятий по подавлению системы управления противника и защиты системы управления своих войск, имеют исключительно важное значение для оценки эффективности психологических действий.

При проведении психологических действий в рамках миротворческих операций большое значение приобретает взаимодействие сил психологических операций и органов информирования общественности. Это обусловливается тем, что они имеют, как правило, одни и те же объекты воздействия и тематика передаваемых ими информационных сообщений во многом перекрывается. Для согласования всех вопросов информационной деятельности может создаваться координационный комитет, возглавляемый офицером по информированию общественности. В вопросах предоставления данных о противоборствующих сторонах и эффективности проводимых психологических мероприятий важная роль принадлежит органам, силам и средствам разведки.

Основной задачей органов информирования общественности является доведение до населения стран НАТО сведений о деятельности коалиционных войск (сил) как на территории государств альянса, так и за ее пределами. Информация, передаваемая через СМИ, должна быть достоверной, объективной и своевременной. Необходимо также, чтобы эти органы работали в тесном взаимодействии с местными средствами массовой информации. В ходе психологических операций осуществляется воздействие как на личный состав вооруженных сил, так и на местное население. Для обеспечения поддержки действий объединенной группировки войск (сил) по возможности должна использоваться максимально правдивая информация. Силы психологических операций имеют специальные средства, включающие печатные мощности, громкоговорители и радиопередатчики для доведения информации до объектов воздействия.

Значительная часть сведений, необходимых для проведения психологических операций, например о морально-психологическом состоянии объекта воздействия и его слабых сторонах, добывается из открытых источников и может быть получена еще в мирное время путем всестороннего изучения конкретных стран. Важнейшим источником добывания информации в интересах проведения психологических операций являются агентурные источники (без применения технических средств разведки), которые позволяют освещать: культурные, религиозные, социальные, экономические и политические особенности страны и региона; внутренние противоречия в лагере противника (наличие этнических и религиозных меньшинств); структуру государственного и военного управления противника; популярные радио- и телепрограммы, периодические издания, фильмы, важные праздники и исторические события.

Психологические операции и мероприятия в области военно-гражданского сотрудничества взаимно дополняют друг друга. Психологические операции могут проводиться для оказания влияния на состояние и поведение местного населения в районе совместных действий. Личный состав органов и подразделений военно-гражданского сотрудничества решает задачи в интересах достижения стабилизации внутриполитической обстановки в кризисном районе, улучшение которой может повлиять в выгодном для коалиции плане на состояние и действия личного состава противника (противоборствующих сторон). Функции военно-гражданского сотрудничества включают в себя поддержание связи и взаимодействия с иностранными представительствами, местными властями, ООН и неправительственными организациями с целью координации использования местных людских и материальных ресурсов; задействование местной инфраструктуры; поддержка гражданских институтов посредством выделения подразделений инженерного, тылового и медицинского обеспечения.

Психологические операции должны решать задачи в интересах структур военно-гражданского сотрудничества посредством установления доверительных отношений с местным населением и органами власти для соответствующей подготовки общественного мнения. В то же время многие мероприятия, проводимые в рамках военно-гражданского сотрудничества, по своей сути оказывают эффективное психологическое воздействие. Таким образом, тесное взаимодействие между командованием сил психологических операций и органами военно-гражданского сотрудничества организуется на всех этапах подготовки и проведения операции объединенной группировки войск (сил).

Следуя всем доктринальным требованиям натовских документов, командование Войска Польского обязалось: разрабатывать национальные планы и программы в строгом соответствии с утвержденными концепцией и доктриной ПсО НАТО; предусматривать ведение психологических операций при планировании боевой и повседневной деятельности своих войск и вносить соответствующие поправки в национальные директивные и плановые документы. Немаловажной проблемой остается обеспечение совместимости технического оборудования, необходимого для проведения психологических операций в составе ОВС НАТО, в связи с чем эта проблема выходит на первый план при разработке специальной техники для оснащения польских сил психологических операций. Кроме того, польское командование взяло на себя обязательство предоставлять имеющиеся разведывательные сведения, результаты исследований и анализов по проблемам психологической борьбы всем заинтересованным структурам ПсО НАТО.

Для отработки вопросов проведения психологических операций предусматривается включение психологических операций в командно-штабные учения и тренировки (КШУ и КШТ). Военнослужащие группы привлекаются к проведению практически всех крупных национальных и натовских мероприятий оперативно-боевой подготовки. Так, на текущий год планируется участие польских подразделений психологической борьбы во всех многонациональных учениях в рамках НАТО, что позволяет обмениваться опытом, вырабатывать единые подходы к организации и проведению психологических операций и способствует более тесной интеграции аппарата ПсО ВП со структурами НАТО.

Первым значительным международным мероприятием, в котором приняла участие ЦГрПсД, были прошедшие с 1 по 15 марта 2002 года на территории Польши и Норвегии учения ОВС НАТО «Стронг ризолв-2002». Основной их целью являлось проведение КШТ в составе объединенных оперативных групп психологических операций.

На территории Норвегии под общим руководством субрегионального командования объединенных вооруженных сил НАТО «Север» была развернута оперативная группа из состава подразделений ПсО США, Франции и Польши. Они решали задачи по планированию и организации информационно-психологического обеспечения ОВС альянса при ведении военных действий с применением оружия массового поражения.

На территории Польши под общим руководством субрегионального командования ОВС НАТО «Северо-Восток» были отработаны варианты информационно-психологического противоборства в операции по принуждению к миру. Так, в соответствии с директивой командующего Ударным флотом альянса на Атлантике была создана многонациональная группа в составе более 40 офицеров. В нее вошли: 10 представителей ФРГ, 14 — Польши, 10 — Румынии, а также по нескольку человек от Франции, Нидерландов, США, Испании и Турции. Эта группа занималась решением задач по планированию и организации информационно-психологического обеспечения действий ОВС НАТО при проведении миротворческой операции. Основное внимание в ходе КШТ было сосредоточено на обучении прежде всего польских и румынских офицеров порядку планирования, организации и ведения психологических операций в соответствии с требованиями руководящих документов объединенных вооруженных сил НАТО. Это связано с тем, что в вооруженных силах Республики Польша группа психологических операций была создана лишь недавно, а Румыния входила в число первоочередных кандидатов на вступление в альянс.

Основной формой информационно-психологического воздействия при проведении этих тренировок являлось радиовещание. Кроме того, в ходе учений ОВС НАТО «Стронг ризолв-2002» польские подразделения психологических операций широко использовали звуковещательные станции «Пионер» и «Перкун», расчеты которых отрабатывали действия в условиях миротворческой операции. В частности, ЗС гипотетически применялись для разгона демонстраций и доведения информации до агрессивно настроенного населения.

Кроме того, отрабатывался вариант создания автономной информационной системы для воздействия на противника и население в районе вооруженного конфликта. Для информационно-психологического обеспечения действий сил НАТО было развернуто несколько передвижных УКВ-радиостанции, на которые возлагались следующие задачи: достижение информационного превосходства над противником; укрепление морального духа военнослужащих ОВС альянса; обеспечение лояльного отношения местного населения к действиям единых сил; проверка состояния и возможностей технических средств; противодействие пропаганде условного противника.

На территории Польши изучалась возможность оказания противодействия радиопропаганде противника. По легенде учений ее вела условная радиостанция «Эн-эф-ай» (NFI). С целью нейтрализации информационно-психологического воздействия противника на учении были отработаны вопросы выявления, классификации и уничтожения этой радиостанции. Согласно оценкам натовских специалистов по психологической борьбе, военное руководство Польши в соответствии с требованиями руководства НАТО успешно решает задачу по подготовке органов и подразделений, предназначенных для проведения мероприятий данного вида боевого обеспечения.

Техническое оснащение органов ПсО Войска Польского.
Министерство обороны РП уделяет большое внимание повышению готовности центральной группы психологических действий Войска Польского к ведению психологической борьбы при обеспечении действий войск (сил) в современных вооруженных конфликтах. С этой целью планируется замена состоящей на вооружении устаревшей техники новейшими образцами. До сих пор практически вся специальная техника была в основном советского производства или стран Варшавского Договора.

Так, на вооружении этой группы состоит пусковая установка реактивных пропагандистских снарядов FLG-5000A производства бывшей ГДР, смонтированная на шасси автомобиля УАЗ-469 советского производства.

На этой же базе размещаются две звуковещательные станции «Пионер-бис». Созданные в конце 80-х годов, они так и не были запущены в серийное производство ввиду своих посредственных характеристик, хотя должны были заменить до сих пор состоящие на вооружении ЗС «Пионер» польского производства, смонтированные на шасси советского автомобиля УАЗ-452. Эти звуковещательные станции собирались в 70-е и 80-е годы на военном заводе связи (VZL-2) в Чернице Вроцлавской для нужд МО и МВД Польши. Каждая оборудована комплексом стационарных динамиков общей мощностью 600 Вт, что теоретически позволяет осуществлять звуковещание на расстояние до 4 км. Реально же дальность вещания не превышает 3 км и зависит от внешних условий. Кроме того, станция имеет выносные динамики. Звуковещание может осуществляться с микрофона, магнитофона, радио или линейного входа. Усилитель собран на лампах, поэтому не отличается надежностью. ЗС «Пионер» оснащена радиостанцией Р-107, которая предназначалась не только для связи, но и для дистанционного управления всей звукопередающей аппаратурой. Эта станция находилась на вооружении отделов звуковещания групп психологических операций округов (всего отделов четыре, шесть ЗС в каждом), а также в отделениях спецпропаганды некоторых дивизий.

В настоящее время станция «Пионер» снимается с вооружения. На смену ей с 2002 года приходит звуковещательная станция «Перкун» («Ударник»), изготавливаемая на том же военном заводе.

Согласно условиям трехлетнего контракта, предприятие поставит до 20 ЗС «Перкун» на базе полноприводного автомобиля повышенной проходимости «Андориа Мот Хонкер 2424». На сегодняшний день изготовлено 12 звуковещательных станций, в течение 2005 года планируется выпустить третью партию в количестве шести единиц. На заводе налажены производство самих звуковещательных станций, их установка на автомобиль, а также комплектация станций аудиотехникой японского производства и средствами связи.

ЗС «Перкун» имеет общую мощность 800 Вт. Схема установки динамиков (колоколов) на крыше автомобиля обеспечивает звуковещание на дальность 2,5-3 км — при направленном вещании и около 1 км — при звуковещании в круговом режиме. Динамики подключены к звуковому микшеру MX-001 и усилителю мощности РА-800. В комплект оборудования входят также CD-чейнджер на 10 компакт-дисков, CD-проигрыватель, автомобильный радиоприемник «Sony», беспроводной микрофон «Sekaku» VXM 286 ТС, который работает с микшерским пультом на четыре линии, и бортовой компьютер. Из средств связи экипаж имеет вмонтированную УКВ-радиостанцию «Радмор RRC-9500» и мобильную УКВ-радиостанцию «Радмор 3501».

Бортовой компьютер станции позволяет осуществлять цифровой монтаж информационных сообщений и специальных звуковых эффектов, например имитацию звуков выстрелов, передвижения танков, вертолетов и другой боевой техники.

Помимо этого, в комплект каждой машины может входить переносная звуковещательная станция (ПЗС) RP-1 ранцевого типа производства завода VZL-2, которую обслуживают два оператора. Ее эффективная дальность вещания достигает 400 м.

Испытания новой ЗС проводятся в реальных боевых условиях в Ираке. Как полагают польские специалисты, часть партии из 20 звуковещательных станций «Перкун» будет предназначаться для других, не войсковых структур, где может возникать потребность в звуковещании на большую аудиторию вне помещений. Анализ возможностей этой станции показывает, что она будет применяться вооруженными силами Польши в качестве средства воздействия прежде всего на население при проведении как миротворческих, так и иных операций. Эта ЗС может успешно использоваться при сопровождении гуманитарных колонн, вещании на объекты в городе. Отсутствие броневой защиты делает маловероятной ее применение на поле боя при наличии активного огневого воздействия противника при действии в первом эшелоне.

Для радиовещания могут быть использованы войсковые радиостанции средней и большой мощности, оборудованные типовой приставкой, которая позволит транслировать радиопрограммы. В Войске Польском еще недавно были задействованы радиостанции Р-140 мощностью 1 кВт. В целях ведения радиопропаганды органы ПсО ВП планируют привлекать и гражданские местные радиостанции. При этом радиопрограммы могут готовиться как на самих радиостанциях, так и в полевых условиях на специальном оборудовании, которым оснащена ЦГрПсД. Специалисты группы ведения психологических операций в состоянии обеспечить подготовку радиопрограмм, которые предназначены для передачи в эфир штатной радиостанцией или региональными радиоканалами. Кроме того, они готовят звукопрограммы для звуковещательных станций.

Полиграфическое оборудование представлено как стационарной, так и походными типографией. Стационарная оснащена типовыми офсетными печатными машинами «Планета» и «Гейдельберг». Типографские мощности группы позволяют издавать около 1 млн листовок в сутки.

На вооружении ЦГрПсД состоят полевые автомобильные типографии (тип А). Каждая оснащена офсетной печатной машиной чешского производства «Ромайор-314 или -313», копировальной рамой для изготовления печатных форм и резаком. Вся типография размещается на двух автомобилях высокой проходимости «Star-660М2Е2» или «Star-266». Питание осуществляется от сети промышленного тока напряжением 380 В или от передвижной электростанции PAD-36. Подобная типография в состоянии произвести до 35 тыс. листовок формата А5.

Для распространения листовок в Войске Польском применяют авиационные, артиллерийские и реактивные средства.

Так, к авиационным средствам относится бомба советского производства «АГИТАБ 250-85». В нее помещается около 35 тыс. листовок формата А6.

Польские специалисты психологических операций считают артиллерийские средства распространения менее эффективными, чем авиационные. Однако на поле боя им пока нет альтернативы, поэтому на артиллерийских складах Войска Польского имеются запасы агитационных снарядов к гаубицам калибра 122 мм и 120-мм агитационные мины.

Наиболее часто в условиях мирного времени планируется использовать такие реактивные средства распространения, как уже упоминавшуюся пусковую установку реактивных пропагандистских ракет производства бывшей ГДР FLG-5000A4 и HLZ-1000A. В частности, 116-мм ракета FLG-5000A4 способна доставить 3 400 листовок формата А6 на расстояние свыше 5 км. В Войске Польском состоит на вооружении осветительная ракета такого же калибра. Что же касается 36-мм ручной ракеты HLZ-1000A, то в нее помещается до 150 листовок того же формата, которые могут быть доставлены на расстояние до 1 км.

До последнего времени органы ПсО Войска Польского располагали в основном морально устаревшей и в значительной степени изношенной специальной техникой. Однако благодаря принятой программе перевооружения ускоренными темпами осуществляется оснащение службы психологических операций современными техническими средствами, включая радио- теле- и полиграфическое оборудование последнего поколения. При этом приоритет отдается самым лучшим образцам как отечественного, так и зарубежного производства.

Таким образом, военно-политическое руководство Польши придает большое значение развертыванию психологических операций на всех уровнях — стратегическом, оперативном и тактическом. С этой целью министерство национальной обороны РП предпринимает ряд организационных мер по совершенствованию материальной базы и технологических возможностей сил психологических операций, а также по привлечению высококвалифицированных специалистов по их проведению.
© Полковник Л. Гольев
© «Зарубежное военное обозрение» №3, 2005 г

Источник: http://psyfactor.org
Категория: Манипуляция сознанием в политике | Добавил: Harvest (05.03.2011)
Просмотров: 1170 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz