Ambition Среда, 24.04.2024, 12:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Манипуляция сознанием в политике [57]
Манипуляция сознанием
Психологическая война в политике [38]
Психологическая война
Спецслужбы [0]
Спецслужбы
Сообщества [0]
Сообщества
Терроризм [3]
Терроризм

Мини-чат

Наш опрос
Оценка сайта
Всего ответов: 34

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Манипуляция сознанием в политике

Элементы стратегии миссионерской деятельности: механизмы и нормы их практической реализации

Элементы стратегии миссионерской деятельности: механизмы и нормы их практической реализации
Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000)
Право любого человека проповедовать свою религию, то есть заниматься миссионерской деятельностью, не подлежит обсуждению. Оно несомненно как с правовой, так и догматической точек зрения.

Действительно, Евангелие недвусмысленно повелевает своим последователям проводить такое служение в мире, а международные и государственные правовые акты по вопросам свободы совести (Россия здесь не является исключением) закрепляют это право как неотъемлемую часть религиозных свобод человека в демократическом обществе. Тем не менее, такой подход не предполагает отказа от критического анализа данной деятельности. При этом можно констатировать, что практика миссионерства в нашей религиоведческой литературе практически не исследовалась, хотя вполне очевидно, что за двадцать веков она могла сформироваться даже естественным образом. Вследствие изложенного, исходя из анализа соответствующей литературы и наблюдения за миссионерской практикой, мы попытаемся определить основополагающие принципы такой деятельности.

По подсчетам Джима Монтгомери — автора миссионерского проекта «Рассвет 2000», история христианства знает более 700 замыслов всемирной евангелизации, рассчитанных на реализацию только при жизни одного поколения. Осуществлялись они в разное время и в различных точках Земли, но их стратегия, методы решения поставленных задач на протяжении веков в общих чертах оставались неизменными. Добавлялись лишь новые возможности, которые предоставляла развивающаяся цивилизация, сохранялись же в неприкосновенности следующие элементы миссионерской стратегии: стратегические пункты, социальные группы, церковное строительство, финансы и общественная поддержка.

Важнейшей задачей миссионерской стратегии является определение на территории страны ключевых районов, где наиболее целесообразно вести деятельность. Как считается, идею ключевых пунктов и зон, позволяющих контролировать значительные участки пространства, привнесли в геополитику военно-стратегические теории. При этом задолго до ее теоретического оформления геополитиками миссионеры многие века строили свою работу, основывая ее на подобном принципе. Р. Адлер в своей книге «Миссионерские методы во времена апостола Павла и в наши дни», опираясь на опыт предшественников, выделил этот элемент как один из важнейших в миссионерской практике. По его мнению, еще апостол Павел основывал свои церкви в местах, являвшихся центрами мировой торговли. Эти населенные пункты были не только центрами определенной территории, но географическими точками внутри окружности, очерчивавшей еще более широкие области, которые «представляли нечто большее, чем самих себя, и всматривались в более широкие дали, чем провинциальный городишко, полностью погруженный в свои мелочные интересы». Это правило рекомендуется принимать не колеблясь, т.к. «оно является частью стратегического плана «наступления на всю страну». Сходные мысли находим и у известного американского миссиолога, профессора сравнительного религиоведения Южной баптистской теологической семинарии В.Карвера.

В глобальном масштабе для осуществления широкомасштабных миссионерских проектов выделяются целые страны или районы Земли. Если заглянуть в некоторые справочники миссионерских организаций, то можно встретить понятие «Окно 10-40». Так назван прямоугольник планеты между 10 и 40 градусами широты, протянувшийся от западного Атлантического побережья Африки через Средний Восток и Азию к Тихому океану. Эта территория является особой точкой приложения усилий христианских миссий и объявлена как крупнейшая в мире «молитвенная цель». Следует отметить, что геополитики давно неравнодушны к данному району Земли, который является ключевым с точки зрения категорий классической геополитики. Действительно, еще известный геополитик XIX в. А. Мэхэн в структуре мирового пространства выделял особую зону между 30 - 40-й параллелями — «зону конфликта», в которой неизбежно, вне зависимости от воли конкретных политиков, сталкиваются интересы империй. «Окно 10-40» почти полностью охватывает конфуцианскую и исламскую цивилизации, которые определяются как главные соперники Запада в XXI веке.

Важным элементом миссионерской стратегии является выделение определенных социальных групп и целенаправленная работа с ними. Такая миссионерская практика, как правило, официально не декларируется, но во многих конфессиях именно она последовательно реализуется и дает наиболее весомые и желаемые для организации результаты.

В настоящее время данная стратегия наиболее последовательно реализуется миссионерскими организациями, представляющими новые религиозные движения. Ярко иллюстрирует это деятельность Церкви Объединения, сформировавшей вокруг себя множество организаций, зачастую имеющих статус общественных, деятельность которых направлена на определенные социальные группы, занимающие значимое положение в обществе. Оценка их возможной роли для достижения известных целей привела также и многие традиционные конфессии к созданию разнообразных организаций типа «Христианское студенческое движение» и т. п. Та же самая идея заложена в основание почти всех просветительских миссий. При этом миссиологи следующим образом объясняют столь серьезное внимание к работе с конкретными социальными группами. Христианские общины начинают активно влиять на общество в том случае, когда в определенном сегменте общества возникает достаточно большое число их последователей или, как отмечает Д. Мак-Гавран, когда «христианская религия стала «нашей религией» для значительного сегмента внутри определенной культуры».

Р. Адлер, констатируя утвердившуюся практику целенаправленного воздействия миссий в стране пребывания на конкретные социальные группы, пишет: «Мы видели поразительный пример удивительных результатов, полученных путем разумного обращения к влиятельной группе лиц, о чем говорит история «Общества естественной опоры в Китае». Своим успехом движение во многом обязано тому, что учредители общества не теряли времени на проповедование среди грубых и консервативных сельских жителей, но предпочли заручиться поддержкой просвещенных и зажиточных чиновников». В то же время Д. Мак-Гавран, анализируя незначительные достижения некоторых церквей и миссий, указывает то, что они «завязли в областях с низким потенциалом». Кроме этого, миссиологи рекомендуют обращать особое внимание на социальные группы, принадлежащие к тем же языковым, культурным, географическим и экономическим группам, что и христиане. По их подсчетам, «около 40 миллионов китайцев, культурно близких христианам, могли бы легко оказаться под влиянием последних».

Следующая цитата достаточно ясно иллюстрирует далеко идущие цели миссионеров в работе с социальными группами. П. Джонстоун, рассматривая студентов мира в качестве особого объекта внимания миссий, следующим образом характеризует объем работы и перспективы: «Во всем мире 37 млн студентов в университетах и колледжах. Многие из них займут руководящие должности через 20 лет». Действительно, «наверное, не надо далее разъяснять,... на экономику какой страны будут сориентированы промышленность, сельское хозяйство и даже культура в сотне стран мира», подчеркивал в выступлении на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ (1997г.) ректор Российского университета дружбы народов (ныне министр общего и профессионального образования РФ) В.М. Филиппов свою мысль о важности работы с иностранными студентами. Это направление он выделил «среди геополитических приоритетов во внешней политике любого развитого государства, стремящегося к активному сохранению и расширению зон своего экономического, политического и культурного влияния». По мнению ректора, мировая практика показала, что за этой проблемой «стоят важнейшие экономические и геополитические интересы государства». Очевидно, что из этой среды с годами в политику и бизнес будет приходить все больше людей, религиозно ориентированных, с соответствующими взглядами и установками на приоритеты международного сотрудничества.

Еще одним элементом миссионерской стратегии является стремление к увеличению количества религиозных общин. По мнению миссионеров, существует прямая связь между ростом числа прихожан и появлением новых церквей. Д. Монтгомери замечает по этому поводу: «Стратегия умножения церквей — это не просто удачная теория или теологическая доктрина. Это, прежде всего, наиболее верный путь обращения народов». По его убеждению, все программы и стратегии всемирной евангелизации должны быть направлены на то, чтобы в числе главных результатов и итогов миссионерской работы было основание новых церквей. Миссиолог Д. Хантер также весьма определенно высказывается по этой проблеме, акцентируя внимание на ожидаемых результатах не только религиозного характера: «Везде, где на протяжении последних девятнадцати с лишним столетий христианское движение делало акценты на воспитании учеников, происходили две вещи... Мы получали новых учеников и учреждали новые церкви, и одновременно росло наше влияние в обществе, и это влияние по сравнению с нашей численностью всегда было непропорционально велико. Когда же... число учеников и церквей увеличивалось медленно, вместе с этим мы не оказывали большого влияния на общество!».

Данная стратегия находит выражение в документах миссионерских конференций. Например, в январе 1989 года в Сингапуре прошел форум под общим наименованием «Международные консультации по всемирной Евангелизации — 2000». На его заседаниях обсуждались различные задачи миссионерского движения, в том числе необходимость неуклонного увеличения числа религиозных общин. Речь шла о создании 3,5 млн новых церквей в дополнение к 2,5 млн, уже имеющимся в мире. Все это помогает понять тактику корейских и американских миссионеров на Дальнем Востоке, которая определялась стремлением создать как можно большего числа (пусть даже малочисленных) общин, используя это как один из методов привлечения людей не только к вере, но и в определенную конфессию. В настоящее время данная стратегия настойчиво реализуется зарубежными миссионерами в Китае путем насаждения большого числа т.н. «домашних церквей».

Важнейшими составляющими успеха деятельности миссий являются финансы и общественная поддержка — элементы во многом взаимозависимые. Система финансов кардинальным образом влияет на отношения между миссией и теми, с кем она вступает в контакт. Например, практика государства, связанная с налоговыми льготами для церквей и их жертвователей, ставит деятельность миссий в прямую зависимость от экономического положения в стране и ее внутренних и внешнеполитических приоритетов. Так, экономический кризис 1997 года в Р. Корея повлек за собой сокращение финансирования и снижение числа посланных за рубеж миссионеров. Когда корейское общество переключило внимание на внутренние проблемы, в Дальневосточном регионе ощутимо снизилась активность корейских миссий. В 1998 — 1999 гг. из Хабаровского края на родину выехало около половины миссионеров корейской национальности.

Уровень общественной поддержки реализуемых миссией программ самым серьезным образом сказывается на ее финансовом состоянии. Как известно, общественные симпатии по большей части напрямую связаны с государственными интересами. Следовательно, задачи, решаемые миссиями, не могут радикально противоречить этим интересам. В свою очередь финансы миссий — это рычаг воздействия, позволяющий удерживать под своим влиянием созданные за рубежом церкви. К тому же, построив, например, здание, приобретя иную недвижимость, т.е. осуществив финансовые вложения, миссия не без основания считает, что обосновалась на данной территории прочно и теперь ее не так легко удалить отсюда. Это обстоятельство также позволяет апеллировать к правительству своей страны за поддержкой в случае возникновения угрозы существования миссии на том основании, что ее граждане и организации могут понести прямой экономический ущерб.

Организация сбора средств — очень важный элемент жизнедеятельности миссий. Во многом кампания по сбору пожертвований базируется на общественной поддержке и строится на психологических факторах. Как отметил О. Дж. Смит, основатель Народной церкви в Торонто: «Люди никогда не будут жертвовать бюджету. Им необходимо воодушевление». Главная задача церкви — доказать полезность и эффективность миссионерского проекта, отчитаться о правильном расходовании средств.

Принципы завоевания общественной поддержки, организации работы по сбору финансовой помощи для конкретных миссионерских проектов, отчетности по ним перед жертвователями представляют важную тему исследования, т.к. являются наиболее уязвимыми местами жизнедеятельности миссии. Знание особенностей в этих вопросах поможет государству или какой-то части общества определить эффективные приемы противодействия тем миссиям, которые в своей деятельности допускают противоправные действия. Вот пример. Большая часть финансовой поддержки для миссионеров поступает из средств, пожертвованных, как правило, членами зарубежных религиозных общин. В соответствующих случаях могут быть изысканы реальные основания для формирования у жертвователей убеждения в бесперспективности финансовой поддержки миссионерской работы в каком-либо регионе или стране из-за нецелевого использования денег конкретными исполнителями, уклонения их от налогов, нарушения моральных и нравственных норм и законов. Действительно, такие факты периодически обсуждаются в центральных и местных российских СМИ, но зарубежная общественность по большей части остается об этом в неведении. Потенциальны любые формы противодействия, основанные на дискредитации миссий в глазах общественности и, следовательно, ограничивающие базу для сбора пожертвований и их финансовые возможности.

По оценкам специалистов, наиболее эффективными способами религиозной пропаганды являются христианские радиопрограммы и кассеты, распространение литературы и организация заочных библейских курсов.

По данным миссиологов, в мире работает более 1,5 млрд радиоприемников, и почти каждый человек имеет к ним доступ. Многие церкви обязаны началом своей деятельности радиопередачам. Это также одно из немногих средств христианского миссионерского проникновения в закрытые для них страны. Более 13 крупнейших агентств участвует в международном вещании на 211 языках при объеме вещания 8,5 тыс. часов в неделю. По оценкам, приведенным на Международных консультациях по евангелизации мира в Сеуле в 1995 году, «менее чем за 10 лет число языков, на которых проводится вещание, выросло со 170 до 249. Ожидается, что в скором времени проповедь по радио охватит 97% мирового населения».

Распространение кассет — важное средство миссионерской работы и обучения. Действует большое количество международных агентств, занимающихся производством и распространением кассет. Наибольшего эффекта эта форма работы достигает среди народов, к которым по каким-либо причинам ограничен доступ миссионеров, среди малочисленных народностей, а также среди неграмотных. Крупнейшая организация, работающая в данном направлении, — сеть Global Recordings (GRn), объединяющая 21 национальное агентство. В настоящее время записи выпускаются на 4562 языках и диалектах.

Заметный рост числа христианских радиостанций, вещающих непосредственно на территории России, приходится на конец 80-х — начало 90-х гг. Как правило, они финансируются из-за рубежа. В качестве конкретного примера рассмотрим деятельность созданного в 1992 г. в г. Хабаровске филиала американской христианской международной миссии «Дальневосточное агентство христианского вещания» (Far East Broadcasting Company-FEBC). Филиал входит в русский отдел миссии. FEBC — одна из крупнейших христианских радиокомпаний в мире, с ежегодным оборотом более 112 млн долларов. Начиная с 1945 года, миссия ведет вещание более чем на 150 языках народов мира, 17 международных трансмиттеров FEBC расположены в четырех странах мира. В свою очередь Хабаровский филиал является штаб-квартирой Ассоциации христианского вещания (АХВ). В структуру АХВ на начало 2000 г. входят радиостанции и корреспондентские пункты в 10 городах России и Украины. Кроме непосредственного вещания в России, русский отдел FEBC и АХВ ведут ежедневные передачи со 100-киловаттного передатчика о. Сайпан (США), способного достигать любой точки территории РФ и стран СНГ.

Программы большинства христианских радиостанций в России носят светско-религиозный характер. Стратегия христианского радио, а именно сочетание светских и религиозных программ, состоит в расширении аудитории слушателей и пробуждении у них религиозного сознания. Хотя такое христианское вещание не имеет четко выраженной конфессиональной направленности и декларируется как внеконфессиональное, по своей сути оно в большинстве случаев является протестантским.

Литература играет важную роль в укреплении и распространении религии. Более половины всех евангельских христиан частично связывают свое обращение с христианской литературой. Кроме того, в западном обществе утвердилось представление о том, что христианская литература сыграла важную роль в «падении коммунизма», поэтому данная деятельность миссий находит там широкую общественную и материальную поддержку.

Распространением литературы наиболее успешно занимаются различные библейские общества. Существует более 120 национальных библейских обществ, которые осуществляют свою деятельность в 200 странах. Ввоз и распространение литературы зачастую осуществляется вопреки действующим в стране законам. За год библейские общества распространяют десятки миллионов Библий и других христианских изданий, что оказывает огромное духовное воздействие на людей и способствует увеличению количества религиозных общин во всем мире.

В России действует несколько Библейских обществ. В частности, своей активностью выделяется Библейская лига (The Bible League) — крупнейшая международная организация, издающая и распространяющая христианскую литературу. Филиалы Лиги имеются в Москве, Новосибирске, Хабаровске. По некоторым оценкам, благодаря ее деятельности в различных странах мира в среднем за год около 130 тысяч человек становятся членами церквей и создается более 800 новых религиозных общин. Миссия получила известность в мире в связи с организацией нелегальной доставки литературы в Китай. До 1997 года она имела несколько филиалов и издательскую базу в Гонконге.

Библейское образование является важной составной частью работы миссий. Западный стиль в организации семинарий и библейских колледжей для подготовки христиан на практике стоит больших денег. В связи с этим многие миссии организуют упрощенные формы обучения, например, программы TEE (экстенсивное богословское образование), которые ведут свое начало из Латинской Америки, где они появились как формы обучения пасторов, большую часть времени занятых в церкви. Программы быстро распространились по всему миру и превратились в учебные курсы, рассчитанные на все уровни, — от элементарных до присваивающих дипломы. Одна из известнейших миссий, осуществляющих обучение по методикам ТЕЕ, — Сенд Интернешнл (Send International), учебные материалы которой используются во всем мире.

В Хабаровске Сенд Интернешнл активно сотрудничает с церквами Евангельских христиан баптистов (ЕХБ). Совместно с «Южной баптистской конвенцией» миссия финансирует деятельность и курирует учебный процесс в открытом в 1994 г. Дальневосточном библейском колледже, региональном учебном заведении. Студенты — молодежь церквей ЕХБ Дальнего Востока



Источник: http://psyfactor.org
Категория: Манипуляция сознанием в политике | Добавил: Harvest (06.03.2011)
Просмотров: 705 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz