Ambition Пятница, 19.04.2024, 01:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Манипуляция сознанием в политике [57]
Манипуляция сознанием
Психологическая война в политике [38]
Психологическая война
Спецслужбы [0]
Спецслужбы
Сообщества [0]
Сообщества
Терроризм [3]
Терроризм

Мини-чат

Наш опрос
Оценка сайта
Всего ответов: 34

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Манипуляция сознанием в политике

Использование эмоциональных средств в материалах информационно-психологического воздействия

Использование эмоциональных средств в материалах информационно-психологического воздействия.
С середины XX века применение методов психоанализа при разработке материалов информационно-психологического воздействия (ИПВ) стало основой деятельности западных специалистов в области ведения психологических операций (ПсО). Использование психоаналитического подхода объясняется попытками найти более эффективные средства для воздействия на групповое и массовое сознание. Именно в это время стали актуальными две новые идеи, подсказанные психологами:
пробуждение среди населения и военнослужащих противника чувства недовольства тем, что они имеют, и всемерное стимулирование их к новым, выгодным для субъекта воздействия поступкам;
обращение к стимулам, хранящимся в подсознании объектов воздействия, и их интенсивная эксплуатация.

В основу нового направления в практике информационно-психологического воздействия на массовое сознание был положен термин «бессознательное». Стали широко проводиться эксперименты с подпороговы-ми эффектами. При этом, по мнению специалистов, материалы ИПВ, разработанные с использованием технологий воздействия на эмоциональную сферу, не создавали у объекта воздействия новых потребностей, но оказались весьма эффективными в области принятия решений.

Сегодня деление материалов ИПВ на «рациональные» и «эмоциональные» носит достаточно условный характер. Зачастую объявления, даже исключительно информативные, основанные на жесткой логике, могут вызывать проявление чувств. И наоборот, «эмоциональные» материалы ИПВ, не несущие существенной информационной нагрузки, вполне способны побуждать человека к мыслительному процессу.

«Рациональные» материалы ИПВ подразумевают использование относительно большого количества фактов, аргументов, ссылок, цитат, поданных с помощью иллюстраций или без них. Объект, воспринимая такой материал, проводит тщательную обработку информации, формирует осмысленное отношение к ней. Но бывает, что убеждение как таковое вовсе и не нужно, и для объекта воздействия вполне достаточно внушающего, эмоционального воздействия. Такое случается, если объект воздействия:
находится в затруднительной ситуации, психическое состояние характеризуется как угнетенное, для него характерны депрессия, страх перед смертью в условиях отступления, окружения;
получает информацию от источника, который является для него авторитетом;
имеет небольшой опыт ведения боевых действий (молодое пополнение);
испытывает дефицит информации или она противоречива;
это люди, склонные к эмоциональному восприятию информации (мирное население в военное время, женщины, молодые люди).

С помощью различных подходов и приемов можно вызвать у человека всевозможные чувства - уверенность, воодушевление, ностальгию, страх и т. д. Важно не ошибиться с выбором эмоциональной основы, чтобы не получить «обратный» эффект. При этом, для того чтобы правильно «управлять» средствами эмоционального воздействия, необходимо представлять себе, что и каким образом влияет на чувства человека.

При разработке материалов ИПВ могут учитываться как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако первые более свойственны человеку, так как он по своей природе склонен мыслить позитивно. Самым эффективным методом воздействия является тот, когда пропагандируемый вариант поведения может обеспечить нормальное психическое состояние человека и соответствовать его личностным потребностям. Например, набор в армию США проходит под лозунгом «Будь тем, кем можешь стать!», подразумевающим психологическую привлекательность самовыражения и побуждающим человека развивать свой личностный потенциал.

Одним из основных способов, вызывающих положительные эмоции, является использование юмора. Юмористические материалы, безусловно, привлекают внимание, а их высокая эффективность связана с оказанием сильного влияния на сферу слабо осознаваемых психических явлений, где снижена действенность психологической защиты личности. Но при таком подходе всегда существует угроза, что юмор, собственно, и станет в материале главным, а его использование осложнено не только малым количеством подходящих ситуаций, но и особенностями его восприятия. То, что является смешным, остроумным для одних, другим может показаться глупым, пошлым. Создать шутку, подходящую для всех объектов воздействия, дело весьма сложное.

Приятные эмоции у человека вызывают также и сексуальные темы. Эта тематика становится более актуальной для молодых людей, находящихся в зонах военных действий и не имеющих возможности полноценного удовлетворения своих сексуальных потребностей. Кроме того, желание освободиться от сильного стресса сильно возбуждает половое влечение. Психологическую напряженность как следствие возникающего эмоционального дефицита можно использовать для формирования необходимых психологических установок военнослужащих противника.

Психологический процесс, называемый классическим обусловливанием, проливает свет на воздействие секса в материалах ИПВ. Безусловный стимул (БС) естественным образом, без обучения, вызывает безусловное реагирование (БР). Вид красивой женщины (БС), естественно, вызывает легкое сексуальное возбуждение или, по крайней мере, некоторые позитивные чувства у большинства мужчин (это БР). На этой стадии процесса не происходит никакого формирования условных рефлексов. Они формируются, когда безусловный стимул ассоциируется с обусловленным стимулом (ОС), который обычно не порождает безусловного реагирования. Например, привлекательная женщина (БС) ассоциируется с пропагандируемым вариантом поведения (ОС). Между моделью-женщиной и пропагандируемой идеей возникает естественная и очевидная связь.

Сексуальные мотивы наиболее эффективны в случаях, когда они, прямо или косвенно, связаны с интимными вопросами, когда речь идет о семье, любви, супружеской верности, здоровье и т. д. При этом они способствуют созданию эффекта «доверия». Когда на листовке изображена полуобнаженная девушка, это делается не для того, чтобы дать потенциальному объекту воздействия представление об анатомии женского тела. Автор материала обращается при этом к глубинным, подсознательным мотивам поведения объекта: «Мы знаем, что ты хочешь иметь сексуальный контакт с женщинами. Мы вообще знаем, чего ты хочешь, - мы и сами такие...»

И все же применять сексуальные мотивы следует очень осторожно. Слишком легко внимание объекта воздействия может переключиться от пропагандируемых идей на иные сферы бытия. При выборе изображения для положительного воздействия всегда стоит проанализировать, действительно ли объект воздействия получит позитивные эмоции от увиденного, будет ли ему интересна представленная тема.

Примером неудачного использования сексуальной тематики являются некоторые американские листовки времен вьетнамской войны с изображением женщин в купальных костюмах. Американцы не учитывали, что чем сложнее культура, тем больше выражены в ней ограничительные установки по отношению к публичным проявлениям сексуальности. Такие листовки только раздражали уравновешенных и консервативных вьетнамцев, которые рассматривали использование эротики как признак моральной распущенности и низости - качеств, присущих капиталистическому обществу, а изображенных женщин воспринимали как проституток.

Практически для каждого нормального человека характерно стремление к близким отношениям, при которых он как бы отождествляет себя с другими людьми, разделяет с ними свои заботы, мысли, чувства и тревоги. Это служит для него важным источником жизненной энергии, эмоционального и физического благополучия. Существование таких интимных отношений, которым присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания, является своего рода психологическим амортизатором личных проблем и потрясений. Использование этих особенностей человеческой психики представляет собой весьма эффективный способ психологического воздействия.

Одной из разновидностей положительных интимных взаимоотношений является дружба. Это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти на помощь друг другу. Цели, которые преследует дружба, в условиях военных действий могут быть направлены прежде всего на сохранение жизни самих военнослужащих. «Не рискуй своей жизнью и жизнью своих товарищей» - этот тезис американцы широко использовали в распространяемых в ходе последней кампании в Ираке материалах ИПВ.

Если дружба - первый акт душевного сближения людей, то любовь - заключительный, составляющий вершину интимных отношений. Любовь является одним из сильнейших мотиваторов человеческого поведения. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества он распространяет на других окружающих его людей. Любящий, лично обогащенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде доброты и сердечности, отзывчивости и человечности. В ноябре 2001 года американцы распространяли над северной частью Кабула листовки, затрагивающие тему любви к близким. В ходе второй кампании в Ираке они использовали эту тематику для дискредитации режима С. Хуссейна.

Антиподом дружбы является вражда, которая нередко возникает в результате прекращения дружеских и других несложившихся интимных отношений. Отношения такого типа можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью. Следует признать, что в воинских коллективах, в том числе и в периоды боевых действий, враждебные чувства проявляются не реже, чем дружеские. Это происходит прежде всего потому, что интересы людей существенно различаются, а потребности их таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет пренебрежения интересами других. Примером могут послужить определенные отношения рядового и офицерского состава практически всех армий, а также противоречия на расовой и национальной почве в вооруженных силах некоторых стран.

Наиболее ярким примером пропаганды, способствующей возникновению разногласий между офицерским составом и солдатами американских и британских войск, является немецкая листовка конца 1944 года. На лицевой стороне этой листовки изображен раненый солдат и оказывающий ему медицинскую помощь санитар. Подпись под рисунком: «Только для солдат». На обороте же была изображена занимающаяся любовью парочка и надпись: «Только для офицеров».

Чувство ненависти у местного населения пытались вызвать специалисты ПсО коалиционных сил в ходе конфликта в Югославии для дискредитации режима С. Милошевича. На одной из листовок ужасные последствия боевых действий в регионе были ассоциированы с бывшим президентом страны. На ее лицевой стороне изображены ужасы военного конфликта, а на обороте помещен текст с заголовком: «Догадайтесь, что Милошевич не договаривает вам».

В силу склонности к позитивному мышлению люди стараются отстраниться от впечатлений, которые по какой-либо причине им неприятны. Человек, безусловно, замечает негативное, но обычно стремится не запоминать его, выбросить из головы, чтобы не испытывать повторных «нехороших» ощущений. Однако использование отрицательных эмоций также может быть очень действенным способом оказания психологического влияния. К производящему отрицательное впечатление можно отнести все, что вызывает чувство страха, брезгливости, стеснения, досады.

Одним из сильнейших средств психологического воздействия является такое, которое вызывает чувство страха. Человек обязательно обратит внимание на листовку либо другой материал, вызывающий испуг или отвращение. Эффект восприятия «страшного» материала в первую очередь зависит от силы его воздействия. Так, если уровень страха в материале низкий, то он привлечет незначительное внимание. Если очень высокий, то объект воздействия постарается уклониться от предлагаемой информации, не станет изучать листовку. Следовательно, при использовании фактора страха в материалах ИПВ его уровень должен быть ощутимым, но не угрожающим. Наиболее уместны основанные на страхе материалы в сферах, связанных с предотвращением или ликвидацией каких-либо угроз (собственной жизни, здоровью, безопасности членов семьи и т. д.).

Самым действенным видом страха является страх смерти. Именно это затаенное и глубинное чувство тревоги делает человека человеком. Человек начинает жить подлинной жизнью, лишь осознанно принимая неотвратимость смерти. Свободно и достойно отказавшись от сопротивления, он обретает возможность жить в реальном мире. Прежде всего чувство страха рождается от неизвестности. Людям ничего не известно об их дальнейшей судьбе, кроме достоверного факта конца земного существования человека. И эта абсолютная неизбежность вызывает в них сильнейшее чувство тревоги, настолько сильное, что человек не может его вынести. Он предпочитает неведение. Наука, культура, идеология не дают людям ответа на этот вопрос. Человек остается со смертью один на один. Сегодня, несмотря на все научные объяснения, смерть остается непостижимой. Внезапно предстающая жуткая картина собственной смерти со всей ее неизбежностью вызывает у людей шок. В самой глубине личности открывается незаживающая язва.

Тема страха смерти, как собственной, так и близких, наиболее часто использовалась в материалах ИПВ. Так, в ходе операции в Афганистане в попытке оказать деморализующее влияние на талибов руководство американских ВС распространило листовку, изображающую лидера движения «Талибан» муллу Мухаммада Омара в перекрестии бинокля. Рядом, в другом перекрестии - фотография пропуска на персональном автомобиле Омара. По заявлениям представителей МО США, фотографии сделаны с беспилотного летательного аппарата, отслеживающего передвижение лидера талибов.

Для преодоления личным составом чувства страха, брезгливости и т. п. в материалах ИПВ нередко содержится что-либо неприятное, а затем рассказывается, как этого можно избежать. Такой подход чреват получением обратного эффекта. Связано это с тем, что отрицательная подача материала всегда указывает на нежелательные явления, которые, быть может, до этого объектом воздействия и не принимались во внимание. Таким образом, ослабляется общая идея материала. В случае его отрицательной подачи идея может неверно закрепиться в сознании объекта воздействия. Ведь мостик в виде системы аргументации, доказательств и опровержений легко разрушается временем. И в человеческой памяти остается только начало и конец, негатив и идея, или, другими словами, неприятная, плохая идея.

Примером использования в тексте неудачной, «отрицательной» идеи может служить одна из американских листовок, распространенная в ходе последней кампании в Ираке. На ее лицевой стороне помещены иллюстрация и текст: «Говорят: не сообщайте о перемещении коалиционных самолетов... Это приведет к вашему уничтожению». Едва ли создатели материала хотели, чтобы их идея ассоциировалась с использованным в тексте словом «уничтожение».

Знание об эмоциональной ценности представлений, имеющихся у нас по поводу мотивов наших действий, дает человеку совесть. Она является сложным феноменом, частично состоящим из элементарного волевого акта или сознательно необоснованного стремления к действию, а частично - из разумного чувства. Совесть может дополнять сознательное, так как моральная оценка действия может осуществляться и на подсознательном уровне.

Совесть не совпадает с моралью, а скорее ей предшествует и по своей сути ее превосходит. Она выдвигает перед индивидом следующее требование: следуй своему внутреннему голосу, не бойся сбиться с пути. Можно не повиноваться такому приказу, ссылаясь на нормы морали, но при этом испытывать тяжелое чувство измены. Совесть является автономным психическим фактором, который либо вообще направлен против субъекта, либо по меньшей мере создает ему немалые трудности. И на самом деле человек, удерживаясь от совершения дурных, по мнению данного общества, поступков, боится не столько внешнего суда, сколько «суда собственной совести».

Одним из способов воздействия на это чувство при проведении ПсО является распространение СМИ сведений о жертвах среди мирного населения, особенно среди женщин и детей, или изображение их в качестве возможных жертв ударов и бомбардировок в печатной пропаганде. Эффективность таких материалов в условиях современных информационных коммуникаций и демократического общества была продемонстрирована в ходе операции «Буря в пустыне», когда репортер Си-эн-эн П. Арнетт, работавший в обстреливаемом Багдаде, показал на весь мир результаты авианалета на командный бункер Аль-Фирдос в феврале 1991 года. Зрелище детских и женских трупов оказалось столь ужасным, что тысячи слов оправдания, потраченные представителями Пентагона на объяснение хитрости иракцев, устроивших бомбоубежище над военным объектом, мало что изменили в сознании людей. Руководство США вынуждено было подвергнуть корректировке план нанесения ударов по Ираку, и ни один подобный объект в Багдаде за всю войну больше атакован не был. Несомненно, в том числе и этот факт стал причиной того, что в ходе второй кампании Соединенных Штатов в Ираке отмечались случаи отказов пилотов выполнять приказы по нанесению ударов по некоторым иракским наземным объектам.

Еще одним мотиватором человеческого поведения, который можно эффективно использовать при разработке материалов ИПВ, является чувство ревности. Супружеская ревность возникает там, где у одного супруга есть власть над другим или, по крайней мере, ощущение такой власти. Ревность - это страх потери власти. Практически каждый всегда стремился управлять хоть какой-то малостью. Но за ощущение господства приходится платить страхом это господство потерять. Тем более что физиологические реакции организма при чувстве ревности и ощущении страха одинаковы. Ревность является отражением бессознательного ощущения собственной слабости человека. И чем сильнее ощущение собственной неполноценности, тем сильнее и возможное чувство ревности.

В свое время это довольно удачно использовала японская пропаганда, пытаясь внести раскол в союзнические силы, защищавшие Австралию. Среди австралийских военнослужащих, воевавших в джунглях Новой Гвинеи, были распространены листовки, изображение на которых было разделено на две части. На верхней - усатый американец с гладко зачесанными волосами занимается любовью с красивой австралийской девушкой. Текст: «Это работает дублер. Блестящий янки в Мельбурне: пользуясь приятным времяпрепровождением на фронте в Австралии, я получил именно то, что мне нужно - сладкое веселье у вас дома». Ниже - изображение «счастливой пары» - австралийский солдат продирается через джунгли со спущенными штанами, преследуя прикрытую пояском из листьев чернокожую туземку.

В целом, рассматривая возможность использования эмоциональных средств в материалах информационно-психологического воздействия, следует отметить, что наилучшим решением будет одновременное применение рационального и эмоционального начал. В то же время в большинстве случаев «негативный» подход при использовании эмоций уступает в эффективности «позитивному», при котором не возникает неправильных ассоциаций, сомнений. Однако когда психологическое воздействие направлено на людей, для которых неприятность является не теоретически возможной в будущем, а реальной в данный момент, то изображение страдающего персонажа или негативной ситуации будет уместным. Это непосредственно касается объектов воздействия, находящихся в зонах военных конфликтов. Если же представлять лишь потенциальную неприятность, то человек постарается отмахнуться: «Уж со мной-то такого не случится», ведь ему свойственно мыслить позитивно.

При выборе положительного или отрицательного воздействия следует также иметь в виду, что на поведение объекта воздействия сильнее влияет неприязнь к изображению, чем симпатия. Поэтому при использовании отрицательного подхода опасность получить нежелательный эффект всегда больше, чем при использовании положительного. Наиболее эффективны материалы, которые содержат интересную, несложную информацию в не вызывающем скуку объеме, в меру используют мотивы страха, вызывают приятные чувства. При использовании юмора важно представлять себе, что в случае повторения неудачного шутливого изображения или текста раздражение этим материалом будет с каждым разом усиливаться.

А. Тиранов
«Зарубежное военное обозрение» №5 2005 г



Источник: http://psyfactor.org
Категория: Манипуляция сознанием в политике | Добавил: Harvest (08.03.2011)
Просмотров: 971 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 232323  
0
bbbbb

2 nmnmn  
0
bnbnb

1 nmnmn  
0
mnmnm

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz