Заключение
Проведенное
исследование позволяет констатировать: «образ врага» — идеологическое
выражение общественного антагонизма, динамический символ враждебных
государству и гражданину сил, инструмент политики правящей группы
общества.
Феномен «большого времени», он существует на протяжении всей
российской истории, но только в XX веке пропагандистские органы
государства начали планомерно и систематически внедрять образ врага в
массовое сознание. Источником, главной причиной возникновения советского
варианта образа врага является наличие внутренних —
социально-экономических, политических, идеологических, и международных
противоречий.
Предпосылки и причины возникновения послевоенного
образа врага можно условно разделить на общецивилизационные и конкретно —
исторические.
Массовые, индустриальные общества основаны на
иерархии и авторитете, их важнейшими принципами являются
«стандартизация, централизация, максимализация, гигантомания,
дезинформация, специализация, синхронизация» (О.Тоффлер). Правящие
группы используют дезинформацию для решения как частных, так и
общегражданских интересов, которые они понимают в соответствии со своим
видением мира и историческим опытом нации. Соответственно, советская
номенклатура была движущей силой, способствующей формированию образа
врага. Потенциальную угрозу, возникшую для государства и народа,
бюрократия сумела использовать себе на пользу. Ее интерес состоял в
контроле за мыслью и поведением широких масс населения в условиях
сложившейся административно-командной системы, роста количества
грамотных и культурных людей. После Второй мировой войны эта потребность
усилилась. Борьба с Западом за сферы экономического и политического
влияния в мире — за свое геополитическое пространство, которая привела к
«холодной войне», необходимость обеспечить обороноспособность страны за
счет новых — ядерных — вооружений в условиях послевоенной разрухи,
нищеты населения и невозможности в широких масштабах материально
стимулировать эффективный труд, приводили к необходимости задействовать
духовные стимулы с целью обеспечить трудовую активность и политическую
лояльность граждан.
В эволюции послевоенного советского варианта
образа врага можно выделить следующие этапы: два первых послевоенных
года — 1945 — июнь 1947; осень 1947 — август 1949; период с осени 1949
по март 1953 можно разделить на три подпериода, границами которых
являются события июня 1951 и января 1953 года; наконец, период разрядки
международной напряженности с апреля 1953 по декабрь 1954 гг., в котором
можно выделить два подпериода с границей в мае 1954 года.
В течение
двух лет после окончания Второй мировой войны правительство США
сформировало образ советского врага. В то же время в СССР сложились
предпосылки для возникновения советского варианта западного образа
врага.
В сентябре 1947 — августе 1949 г. образ внешнего и
внутреннего врага прошли период становления. Во время идеологических
кампаний 1948—1949 гг. в общественном сознании были сформированы три его
формы.
Главная форма образа врага — американский империализм,
олицетворяла все ужасы капитализма. В ее окончательном становлении в
апреле-мае 1949 г. большую роль сыграл агитпроповский «План мероприятий
по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время», который
нацеливал пропагандистов на длительную и систематическую дискредитацию
всех сторон жизни и политики США. В содержание образа американского
образа врага вошли: представление о предкризисном состоянии экономики;
господстве монополий, вскармливающих в США фашизм; маразме и
растленности американской культуры и нравов; ущербности американского
образа жизни; наличии в стране расовой дискриминации; использовании
науки в милитаристских целях; продажности печати; росте преступности;
наличии в руководстве страны опасных, полусумасшедших антисоветчиков
типа Форрестола; агрессивности внешней политики США, для проведения
которой был создан Северо-Атлантический пакт (НАТО); космополитизме как
идеологическом оружии агрессивных кругов США и других западных стран;
наличии непримиримых противоречий между западными странами, которые со
временем приведут к расколу их союзов. Часть этого стереотипа
соответствовала действительности. Пропагандисты изображали американский
империализм как единую систему, в каждом элементе которой отражаются все
ее свойства. Они внедряли в общественное сознание психологическую
установку по каждому из элементов таким образом, чтобы любая из них
способствовала воспроизведению в сознании людей всего стереотипа образа
врага. По этой же схеме разоблачались другие державы-соперницы:
Великобритания, Франция. Для эффективного насаждения образа врага в
массовом сознании не предусматривалось отражение в СМИ положительных
сторон жизни государства-противника.
Становление образа внутреннего
врага, унифицированного в термине «космополит (-изм)» было связано с
деятельностью заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)
Д.Т.Шепилова, Генерального секретаря ССП СССР А.А.Фадеева и главного
редактора «Литературной газеты» В.В.Ермилова, которые выполняли указания
И.В.Сталина, секретарей ЦК ВКП(б) М.А.Суслова, А.А.Жданова,
Г.М.Маленкова. В содержание образа внутреннего врага вошли
социально-политические, нравственные, культурные, эстетические
антиценности советского общества: буржуазность, национализм,
антипатриотизм, «пресмыкательство» перед Западом и его культурой,
двурушничество и иные «гнусные» черты поведения, «барский снобизм»,
возведение «поклепа» на других граждан. После антикосмополитической
кампании 1949 г. политическими разновидностями космополитизма считались:
сионизм, панамериканизм, паниранизм, панисламизм, пантюркизм,
фиюзатизм; в искусстве — декадентство, формализм, «искусство для
искусства»; в биологической науке — «вейсманизм-морганизм»; в образе
жизни — молодежный авангард в виде «стиляжничества», а также
«несознательный советский гражданин, имеющий пережитки капитализма в
сознании». Вместе с тем, содержание термина не было раскрыто до конца,
что позволяло манипулировать им.
В итоге термин «космополит» стал
использоваться для изображения предателей Родины, «пятой колонны» США
как в СССР, так и в странах Западной и Восточной Европы. С мая 1949 по
январь 1953 гг. крайние формы образа внутреннего врага исчезают со
страниц советских газет. Остается только одна разновидность: образ
сомнительного советского человека, имеющего пережитки капитализма в
сознании. Этот идеологический ярлык служил прекрасным поводом для
оказания социального и юридического давления на граждан, которые
выражали социальное недовольство. Пропагандистский маневр был предпринят
в связи с тем, что чрезмерное использование образа внутреннего врага
могло подорвать веру населения в морально-политическое единство
советского общества. Кроме того, на пропагандистские органы оказали
давление советские ведомства, недовольные использованием образа
внутреннего врага против хозяйственников — прием, при помощи которого
политическая номенклатура активизировала деятельность хозяйственной.
Термины,
обозначающие внутренних врагов, вошли в политическую лексику и активно
использовались следователями МГБ, чиновниками и рядовыми советскими
гражданами в доносах.
С лета 1948 г. складывались предпосылки
возникновения образа югославского врага. В мае 1949 г. агитпроп
приступил к его формированию в массовом сознании. Основной удар
направлялся против «клики Тито-Ранковича» с целью противопоставить
правящую верхушку народу и лишить ее власти. С точки зрения
пропагандистов, руководство Югославии переродилось в буржуазном духе,
организовало фашистский террор внутри страны против истинных
коммунистов, способствовала возникновению нищеты трудящихся тем, что
подчинила страну милитаристским планам США и Великобритании,
превратилось в «отщепенцев» от «лагеря» демократии и социализма. В
идеологическом плане маршал И.Б.Тито и его соратники были
квалифицированы «троцкистами», «злейшими врагами социализма», «штурмовым
отрядом империализма». В сущности, пропагандисты обвиняли Тито в
космополитизме, хотя и не употребляли термин во время кампании.
Систематическое использование образа югославского врага закончилось
весной 1953 г., практически сразу после смерти И.В.Сталина.
Все формы образа врага объединены сущностным признаком: враждебностью советскому обществу и государству, гражданину.
На
становление и развитие форм образа врага в 1947-1949 гг. воздействовали
следующие факторы международных отношений: крушение антигитлеровской
коалиции; переход Израиля, возникновению которого содействовал Советский
Союз, на сторону США; самостоятельная внешняя и внутренняя политика
югославского руководства, вызвавшая недовольство советского
правительства. Важным внутриполитическим фактором был рост разочарования
советских людей по поводу так и не наступивших послевоенных изменений в
социально-экономической сфере — послаблений. В сентябре 1949 — июне
1951 гг. образ врага развивался и совершенствовался в связи с новыми
поворотами в международных отношениях: образованием ФРГ, ГДР, победой
китайской революции, началом корейской войны, развитием военной и
экономической интеграции государств Запада и Востока.
Новой формой
образа врага стал образ немецкого врага-неофашиста, олицетворенного
прежде всего канцлером ФРГ К.Аденауэром. Психологический стереотип
немецкого врага создавался при помощи тех же установок, что и образ
американского врага, но в связи со спецификой объекта.В начале 1953 года
ЦК КПСС сделал попытку создать образ врага в лице государства Израиль.
Однако переход к разрядке остановил этот процесс.
Разрядка
международной напряженности способствовала изменению стереотипа образа
врага. В марте 1953 — мае 1954 гг. образ внутреннего врага был
дискредитирован: многие советские люди с недоверием восприняли его новое
олицетворение — Л.П.Берию, после недавнего «дела врачей» и их
реабилитации. Чиновничество, не заинтересованное в возвращении массовых
репрессий в своей среде, после казни Берии также не проявляло активность
по возрождению образа внутреннего врага. Выступления отдельных
консерваторов в этом направлении не были поддержаны. Свою роль сыграла и
разрядка, породившая иллюзию возможности длительного сотрудничества
капиталистических и так называемых социалистических стран, и вступление
мира в эпоху научно-технической революции, потребовавшей иной мотивации
высокопроизводительного труда, использования новой техники, а не рабской
силы ГУЛАГа, пополнявшегося в том числе за счет использования образа
врага карательными органами. Кроме того, народы и правительства устали
от первого этапа холодной войны. На фоне этих важных причин смерть
Сталина — повод, после которого советское руководство начало переход к
новой политике.
Образ внутреннего врага исторически изжил себя, но
использовался советскими спецслужбами до середины 80-х годов. Вместе с
тем, постоянные конфликты супердержав способствовали сохранению образа
внешнего врага. Поводом послужили Берлинские события, соперничество по
корейской, германской проблемам, разногласия по индокитайскому вопросу,
которые выявились на Берлинской и Женевской конференциях 1954 г. Наряду с
заявлениями о необходимости сохранения разрядки супердержавы продолжали
гонку вооружений.
В результате образ американского и немецкого
врага-неофашиста остались главными в советской пропаганде и массовом
сознании. Пропагандисты активно использовали образ внешнего врага в
психологических операциях как внутри СССР, так и за рубежом.
Длительному
сохранению различных форм образа внешнего врага способствовала политика
изоляции страны: советские люди в повседневной деятельности не
сотрудничали с американскими и западногерманскими гражданами,
политиками, не имели значительного количества позитивной информации о
жизни за рубежом, а потому не могли оценить сообщения советской
пропаганды. Кроме того, со времен Великой Отечественной войны еще не
было изжито негативное отношение советских людей к западным немцам.
Содержание
и формы образа врага соответствовали направлениям политики советского
правительства и определяли его функции. Важнейшая функция образа врага —
сохранение общественного и государственного строя, господства
номенклатуры в условиях «холодной войны». Образ внешнего врага, прежде
всего немецкого и американского, использовался пропагандистами для
удержания в своем геополитическом и экономическом пространстве населения
и правительств стран Восточной Европы, которые опасались возрождения
немецкого милитаризма. Образ американского врага систематически
применялся в психологических операциях в период предвыборных кампаний в
Италии, ФРГ, Франции и других странах с целью нейтрализовать
американскую пропаганду, добиться выгодной для себя расстановки
политических сил в стране, расколоть единый фронт Запада.
Для
воздействия на общественное сознание сограждан ЦК ВКП(б) — КПСС
использовал и образ внешнего, и образ внутреннего врага. Связанные друг с
другом, эти формы имели и специфические функции. С помощью образа
внутреннего врага чиновники осуществляли политику «разделяй и властвуй»,
развивали взаимное недоверие и конкуренцию между гражданами, а при
помощи образа внешнего врага сплачивали отчужденных друг от друга
индивидов вокруг правительства, ЦК ВКП(б), вождя И.В.Сталина. Подобная
тактика способствовала эффективному манипулированию общественным
сознанием и поведением граждан, пресекала рост классового самосознания
советских рабочих, крестьян, низших слоев бюрократии — тормозила
возникновение предпосылок гражданского общества в СССР.
Привязка
признаков бюрократического разложения к враждебной деятельности,
признакам внутреннего врага активизировала деятельность хозяйственных
кадров, в нерадивости, бюрократическом разложении которых советские
руководители видели главную причину невыполнения планов
социально-экономического развития страны.
Образ врага в виде
«отдельного несознательного гражданина, имеющего пережитки капитализма в
сознании», пропагандисты использовали для дискредитации
«мелкобуржуазных» форм хозяйствования — артелей, а также для пресечения
деятельности теневых в рамках существующего законодательства
экономических структур. Таким образом правительство защищало монополию
государственной собственности, сохраняло свое экономическое господство.
Все формы образа врага способствовали утверждению в общественном
сознании важнейшей идеологической установки ЦК ВКП(б) о превосходстве
советского строя над капиталистическим, отсутствии в СССР внутренних
предпосылок и причин для возникновения буржуазных отношений.
Противопоставляя лучшие образцы советской действительности и мифы о ней
мифам о Западе и его негативным реальностям, пропагандисты формировали
«советский патриотизм», морально-политическое единство народа на основе
ценностей советской номенклатуры. Важнейшей ценностью считалась
преданность гражданина чиновникам, возглавлявшим государство.
С
точки зрения автора, необходимо строго различать навязываемый
номенклатурой державный вариант «советского патриотизма» и патриотизм
миллионов советских людей, которые отстояли свою родину в борьбе с
фашизмом, восстановили ее экономику после войны. Важнейшая черта
державного варианта патриотизма — слепая ненависть к
государствам-противникам и инакомыслящим соотечественникам, ненависть,
которая приводила к дискредитации всех сторон жизни других наций, к
современным формам невежества и догматизму. Эта ненависть отсутствовала в
широких кругах советских людей, и государство было вынуждено
искусственно воспитывать ее в людях.
Важным условием формирования
«советского патриотизма» было недопущение идей и явлений, сущность
которых расходилась с идеями и практикой партии и правительства. С
помощью образа врага ЦК КПСС дискредитировал их носителей — советских
граждан, зарубежных философов, социологов, политические партии. Если
учесть, что образ врага использовался как средство для пресечения связей
советских людей с зарубежными гражданами и особенно журналистами,
которых пропагандисты изображали шпионами, то можно констатировать: это
было эффективное средство изоляции страны.
Поощряя граждан на
анонимное доносительство — т.е. учитывая сведения из доносов при
принятии решений по кадрам, использование в отношении региональных
чиновников ярлыков, обозначающих врага, советское руководство создало
безотказный механизм контроля за нижестоящими чиновниками. Устранение
зарвавшихся местных чиновников при помощи обвинений в совершении
политических преступлений повышало авторитет ЦК ВКП(б) среди населения.
Государственный популизм укреплял веру граждан в возможность
установления социальной справедливости в советском обществе;
способствовал нейтрализации социального протеста при помощи форм,
выгодных номенклатуре, которая жертвовала своими отдельными членами для
закрепления господства; держал в страхе местных начальников, от которых
центральные органы управления могли требовать выполнения нереальных
планов любой ценой. Важным условием проведения популистской политики
было поддержание «бдительности» граждан — социально-психологического
напряжения и готовности реагировать на любые подозрительные факты и
лица. Мероприятия правительства по развитию у граждан бдительности имели
основание — США и другие державы расширяли разведывательную
деятельность против СССР. Вместе с тем, каждое явление и мероприятие
имеет меру, выход за которую говорит либо об ошибках руководителей, либо
о сущностных чертах дряхлеющего политического режима. Развитие
гипертрофированной бдительности было средством и для защиты от происков
западных разведок, которым в послевоенное десятилетие так и не удалось
создать свои разветвленные сети в СССР, и для реализации
внутриполитических интересов номенклатуры — удержания населения в
повиновении.
«Бдительность» формировалась при помощи пропаганды
образа врага и способствовала закреплению мифологического мышления у
граждан. Образ врага — миф, который вытеснял из общественного и
индивидуального сознания рациональные приемы объяснения противоречий
советского общества, смещал фокус внимания людей на действия
«капиталистического окружения», «буржуазных перерожденцев» —
«космополитов», а также «головотяпов» и «ротозеев» из числа местного
начальства.
Весьма часто за «бдительностью» стояли карьерные и
материальные интересы отдельных лиц и групп, а также стремление свести
счеты с конкретными гражданами или представителями власти за допущенные
ими унижения, гонения в адрес доносчиков. Тем самым в обществе
воспроизводилась политическая культура, характерная для данного периода
советского общества.
Для мифологизации и внедрения образа врага в
массовое сознание ЦК ВКП(б) допустил антисемитскую деятельность наиболее
косных представителей аппарата и населения. В результате термины
«еврей» и «сионист» стали синонимами врага. Мифологическое мышление
идеологов и граждан приводило к искажению фактов всемирной и
отечественной истории в угоду политической конъюнктуре; способствовало
подмене патриотизма великодержавной гордыней; развитию национализма, а
не действительного национального самосознания у народов СССР; вело к
неадекватному общественному познанию; неверному самопознанию личности.
В
числе важных социальных последствий применения образа врага в советской
пропаганде можно также назвать дальнейшее отчуждение трудящихся от
власти и собственности, рост авторитаризма, антиинтеллектуализма и
нетерпимости к инакомыслию, усиление бюрократической невменяемости
чиновничества. Спекулятивные заявления о возрастании роли народных масс в
истории сопровождались действиями, которые в СССР приводили к обратному
результату.
Деятельность пропагандистов по дискредитации граждан
была уголовно наказуемым деянием — подпадала под статью 161 УК РСФСР о
клевете. Однако в СССР не было политических сил, способных заставить
чиновников соблюдать дух и букву закона. Сами же чиновники были уверены в
своей безнаказанности. Они выполняли политический заказ и не
задумывались над такими вопросами. Правовой цинизм и бескультурье
идеологической бюрократии распространялось на общество, выжигая
предпосылки гражданского общества на корню. Успешному внедрению образа
врага в общественное сознание способствовал ряд сложившихся после войны
условий и предпосылок: повышенная внушаемость населения к сведениям,
которые сообщают газеты; огромное доверие к высшему политическому
руководству СССР, прежде всего И.В.Сталину; опыт ведения психологической
войны, который приобрели пропагандисты в годы Второй Мировой войны;
пресечение контактов граждан с иностранцами. Принципы и приемы
пропаганды были применены по отношению к новым объектам воздействия. В
течение второй половины 1947—1954 гг. пропагандисты планомерно,
комплексно и систематически дискредитировали все стороны общественной
жизни и политики государств-противников, достаточно гибко реагировали на
изменение конъюнктуры. Значительный эффект внешнеполитической
пропаганды достигался за счет координации действий пропагандистского,
дипломатического аппаратов с движением сторонников мира. Успеху
внутриполитической пропаганды способствовала совместная деятельность
агитпропа, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, Русской
православной церкви и ССП СССР. Внедряя образ врага в сознание и
мышление миллионов людей, пропагандисты опирались на устойчивые
стереотипы общественного сознания, характерные для части русского и
других народов СССР: националистические, в частности, антисемитские,
пережитки в сознании; стремление к примитивной уравнительности;
ненависть к чиновнику-бюрократу; веру в доброго вождя; авторитаризм. Во
внешнеполитической пропаганде агитпроп учитывал рост антиамериканских
настроений в Западной Европе после войны, отрицательное отношение
западной социал-демократии к советской системе, страх народов Восточной
Европы перед возрождением германского милитаризма.
Управление
(отдел) пропаганды и агитации ЦК КПСС использовал следующие приемы для
разоблачения политических противников: сопоставление советских и
американских явлений и людей не в пользу последних; бездоказательное
наклеивание ярлыков; апелляции к «простому народу»; подтасовка фактов;
дозирование информации о достижениях противника, преподнесение ее в
негативном контексте или игнорирование; доведение до абсурда; сравнение
государственных деятелей западных стран с фашистами и животными; мнимое
изображение современной американской действительности при помощи
произведений различных авторов полувековой-двадцатилетней давности;
драматизация ситуации. Публикация фактов сопровождалась теоретическими
статьями, которые прививали гражданам определенный стиль политического
мышления.
Постоянным явлением было использование двойных стандартов в
оценке действий своего правительства и руководства противника. Желаемое
советской номенклатурой выдавалось за действительное.
Таким
образом, создавая образ внешнего и внутреннего врага, советские
пропагандисты проводили три взаимосвязанные операции: наполняли
информационную реальность новыми пропагандистскими материалами; не
допускали позитивной информации о противнике; изымали из обращения
материалы с информацией, которая противоречила новым идеологическим
установкам, включая плоды своей предыдущей деятельности. Важнейшими
средствами оперативной пропаганды были газеты, радио. Долговременной —
журналы, книги — художественные и публицистические, кинофильмы. Что бы
ни читал, ни смотрел, ни слушал советский гражданин, он постоянно
усваивал идеологические установки и стереотип образа врага, определенный
ЦК ВКП(б). Политическая конъюнктура и скользкие приемы пропаганды не
раз приводили пропагандистов в идеологические и политические тупики, не
осмысленные в конце 40-х — первой половине 50-х годов. В изучаемый
период государство еще имело возможность за счет авторитаризма и
отсутствия гласности нейтрализовать негативные последствия
идеологических противоречий, но их накопление с 1953 г. приводило к
падению авторитета советской пропаганды среди населения.
Поразительно,
но факт: идеологи, которые считали себя правоверными марксистами, сами
обладали и воспроизводили в общественном сознании индустриальной страны
все свойства раскритикованного классиками марксизма мелкобуржуазного,
народнического мышления. В их число входили: социальное прожектерство;
нежелание считаться с интересами различных групп граждан; стремление
задержать развитие или игнорировать тенденции реальной действительности в
угоду своим утопиям; противоречивое отношение к гуманистическим
ценностям предшествующих периодов; догматизм и неразвитость, которые
приводили к теоретическому эклектизму. Советские руководители
практической деятельностью подтвердили одну из важнейших черт
мелкобуржуазного коммунизма и социализма, которую отметил еще В.И.Ленин в
работе «От какого наследства мы отказываемся»: «Отсутствие
социологического реализма ... ведет так же у них к той особой манере
мышления и рассуждения об общественных делах и вопросах, которую можно
назвать узко интеллигентным самомнением или, пожалуй, бюрократическим
мышлением. Народник рассуждает всегда о том, какой путь для отечества
должны "мы" избрать, какие бедствия встретятся, если "мы" направим
отечество на такой-то путь, какие выходы могли бы "мы" себе обеспечить,
если бы миновали опасностей пути, которым пошла старуха-Европа... Отсюда
полное недоверие и пренебрежение народника к самостоятельным тенденциям
отдельных общественных классов, творящих историю сообразно с их
интересами»1.
Бюрократическое мышление приводило к подмене
диалектики, системно-исторического взгляда на мир — главного в
марксизме, метафизикой, к волюнтаризму на практике. В СССР процветали
взгляды, которые КМаркс справедливо называл «грубым, неосмысленным»
коммунизмом: стремление к уравнительности, презрение к товарно-денежным
отношениям, устремленность в прекрасное будущее, отрицание личности
человека. В сущности, они не имели ничего общего с марксизмом.
Образ
врага и советский патриотизм в рамках пропаганды способствовали
искусственному воспроизводству у населения провинциальной замкнутости,
которую неуклонно преодолевала развивающаяся индустриальная экономика.
Пропагандистский аппарат действовал вопреки тенденциям мирового
развития, которым был подвержен и СССР. Не случайно: идеология
способствовала сохранению власти номенклатуры, которая смотрела на народ
только как на объект своих манипуляций и всемерно оглупляла его образом
врага.
Серьезными социально-политическими и психологическими
издержками чревато использование любого варианта образа врага. Вместе с
тем, конкретно-исторические условия, в которых используется образ врага,
степень соответствия его содержания объективным процессам, его роль в
общественных процессах не могут не повлиять на оценку феномена. Так,
образ врага-фашиста военного времени в основном верно отражал
действительность — враг был реален; немецко-фашистские войска напали
первыми; проявляли жестокость по отношению к пленным и мирному
населению; глумливо относились к культурным ценностям народов СССР;
«новый порядок» директивно предусматривал уничтожение и порабощение
славянских народов. Перед лицом смертельной опасности задачи выживания
всех народов СССР и спасения политического режима — каким бы он не был,
объективно совпадали, причем вторая зависела от первой. Образ врага
служил инструментом правительства в мобилизации народа на защиту
Отечества и всего человечества — играл прогрессивную роль. Он разжигал в
народе «ярость благородную», «священную ненависть», которые имели выход
в действиях бойцов на фронте и тружеников тыла. Психологические
издержки подобной пропаганды несопоставимы с послевоенной. Ненависть же к
немецкой нации возникла объективно вследствие фашистского нашествия, а
не столько благодаря действиям пропагандистского аппарата.
После
войны объективные долговременные интересы всего народа — пока еще до
конца не осознанные им, и интересы номенклатуры по сохранению
политического режима разошлись. Советские люди — победители,
небезосновательно рассчитывали на прекращение политики репрессий и
облегчение своего социально-экономического положения. Однако это не
входило в планы номенклатуры. Кроме того, США и другие западные
государства были потенциальным, а не реальным военным противником.
Дискредитация их в мирное время, особенно после создания СССР своей
ядерной бомбы, в связи с пропагандой образа внутреннего врага,
построенной на сознательно созданных мифах, приводила совсем к иным, чем
в годы войны, социально-политическим, психологическим, гносеологическим
последствиям. После войны образ врага способствовал в первую очередь
консервации существующего режима власти, исторически обреченных
общественных и производственных отношений, при помощи которых
правительство мобилизовало общество на ведение изнурительной гонки
атомных вооружений. Противники в психологической войне — пропагандисты
СССР и США, использовали одинаковый метод создания образа врага —
дискредитацию, однотипные приемы, двойные стандарты, координировали свою
деятельность с союзниками. В начале 50-х годов американский
пропагандистский аппарат превзошел советский по уровню технической
оснащенности, организации и оперативности, но пока еще проигрывал в
идейном плане. Коренным образом ситуация изменится только после
разоблачения культа личности И.В.Сталинав 1956г.
В силу исторической
ограниченности и геополитической конкуренции, основанной на разнице
социально-экономического и политического строя, и советская
номенклатура, и американский истеблишмент не могли предложить
гуманистическую политику трансформации послевоенного мира, инстинктивно
воспроизвели тот тип внутри- и внешнеполитических отношений, который
обеспечивал прежде всего их существование и выживание. В этой политике
образу врага отводилась значительная роль.
Однако, внедренный в
массовое и индивидуальное сознание, образ врага превратился в элемент
саморазрушения общества и личности. В середине 50-х годов советский
вариант внутреннего образа врага потерпел крах, стал медленно уходить из
общественного сознания. Образ внешнего врага практически без изменений
сохранился до середины 80-х годов. Развитие производительных сил
общества, личности человека, расширение международных контактов вели к
отбрасыванию форм образа врага, порожденных холодной войной. Однако этот
гуманистический процесс еще далеко не завершен ни в России, ни в мире