Американские психоборцы. Пентагон наращивает свое превосходство в информационно-пропагандистском оружии Самое
активное и непосредственное участие в успешном проведении военной
операции ВС США против Ирака приняли части и подразделения
психологических операций (ПсО) сил специальных операций ВС США. При этом
они не только массированно применяли все традиционные формы и методы
информационно-психологического воздействия (ИПВ) на противника, но и
предложили ряд новых способов использования современных технологических
возможностей, в частности активное применение интернета и мобильной
связи. По оценкам независимых экспертов, психологические операции,
проведенные в ходе подготовки и проведения операции «Свобода Ирака»,
были гораздо масштабнее и намного более тесно увязаны с планами
конкретных военных операций, чем когда-либо ранее. Во многом это
стало возможным благодаря крайне серьезному отношению
военно-политического руководства США к использованию сил и средств
психологических операций в ходе военных конфликтов. Определенные неудачи
при организации и ведении психологических операций в ряде последних
военных кампаний США (в Сомали, в ходе воздушных ударов по Югославии, в
Косово и Афганистане) вынудили Пентагон внимательнейшим образом изучить
опыт применения сил ПсО ВС США и предпринять меры по совершенствованию
своего потенциала в этой области. Так, в 2000 г. специальная группа
Комитета военно-научных исследований (КВНИ) Министерства обороны США по
заказу руководства своего ведомства подготовила специальный доклад на
тему «Создание и распространение всех видов информации в поддержку
психологических операций во время военного конфликта». Определенная
ценность исследования состоит в том, что данный комитет был создан для
представления министру обороны независимого мнения. Утверждения, выводы и
рекомендации КВНИ могут не совпадать с официальной точкой зрения
Министерства обороны США.
Изначально данная спецгруппа КВНИ была
создана в связи с рядом недостатков ведения психологических операций
выявленных в ходе военной кампании в Югославии (в частности, самолеты
ЕС-130Е Commando Solo оказались тогда неспособны вести радио- и
телевещание) и некоторых более ранних операций ВС США. Впоследствии было
решено расширить задачу исследования и изучить все вопросы, связанные с
психологическими операциями как составной частью единой кампании по
проведению информационных операций в мирное время, в угрожаемый период и
в ходе боевых действий. Был также рассмотрен круг вопросов, связанных с
организационной структурой сил психологических операций в вооруженных
силах США и взаимоотношениями между структурами ПсО и разведки. Кроме
того, группа сосредоточила внимание на перспективных технологиях,
включая спутниковое вещание и использование быстро развивающихся
мобильных коммуникационных технологий. Кроме подробного анализа, в
задачи группы входила разработка практических рекомендаций. Перспективы использования По
мнению американских аналитиков, в ближайшей перспективе психологические
операции должны стать гибким средством быстрой доставки нужной
информации, подстроенной с точки зрения технических возможностей
восприятия под возможного противника в районе операций ВС США. В будущем
отчетливее проявится тот факт, что психологические операции будут иметь
максимальную эффективность, если начать проводить их до конфликта и
продолжать после завершения активной фазы. Проводимые в угрожаемый
период психологические операции помогут сформировать благоприятную для
ВС США обстановку в регионе.
В будущем в ходе проведения
тактических психологических операций уменьшится роль обычных
звуковещательных средств. Тактические группы ПсО будут широко
использовать новейшие электронные средства получения и передачи
информации. Во избежание риска больше не будут использовать переносные
звуковещательные станции. Вместо этого звукопрограммы будут передаваться
по беспроводным сетям на автоматические громкоговорители на наименее
уязвимой бронетехнике (например, танках) и будут сбрасываться в ходе
рейдов в тылу противника. Основной задачей тактических групп ПсО станет
сбор черновых видеоматериалов и их отправка для дальнейшей обработки в
различные центры по разработке материалов психологических операций. При
этом активно планируется использовать новейшие цифровые средства
коммуникации в режиме реального времени. Собранные материалы будут
отсылаться напрямую в объединенный штаб психологических операций и
использоваться в телепередачах госдепартамента, транслируемых во
Всемирной сети. Для распространения материалов психологических операций в
мирное время будут заключаться контракты с местными СМИ. Современное состояние С
точки зрения специалистов группы, быстрое развитие средств коммуникации
и современная скорость передачи информации привели к значительному
размыванию границ между тремя уровнями психологических операций:
стратегическим, оперативным и тактическим.
Как отмечается в
докладе, современная структура психологических операций ВС США во многом
отражает изжившую себя политику холодной войны с ориентацией на
поддержку тактических психологических операций непосредственно на поле
боя с использованием звуковещательных станций и непосредственного
общения. Доктрина и организационно-штатная структура психологических
операций ВС США на стратегическом уровне больше соответствуют
требованиям военного времени. Такая ориентация является причиной низкой
эффективности действий сил и средств ПсО в угрожаемый период и в ходе
миротворческих операций. В числе главных недостатков системы
психологических операций ВС США на стратегическом уровне эксперты
отмечают отсутствие согласованности и несоответствие в содержании
информационных кампаний на ТВД и мероприятий в области программ
международного общественного информирования (внешнеполитической
пропаганды — МОИ).
Учитывая масштабы ИПВ в ходе оперативных
психологических операций, планирующие органы ПсО должны развернуть свою
деятельность в поддержку главкома на ТВД и начать координировать
мероприятия психологических операций еще до начала переброски войск в
регион. Однако развертываемые обычно оперативные группы психологических
операций малочисленны и не обладают соответствующим уровнем
компетентности для эффективной организации ПсО (в первую очередь это
касается качественного планирования, то есть включения мероприятий
психологических операций в соответствующие оперативные планы).
В
области организации и ведения психологических операций на оперативном
уровне силы и средства ПсО ВС США призваны конкурировать с хорошо
подготовленными местными и международными средствами массовой
информации, которые зачастую лучше финансируются и лучше оснащены в
техническом плане. В частности, они не имеют возможности распространять
материалы ИПВ через интернет и коммерческие спутниковые каналы. Теле- и
радиовещательные станции, размещенные на борту самолетов ЕС-130Е
Commando Solo, технически устарели и легко подавляются техническими
средствами противника. Подразделения психологических операций ВС США,
как правило, укомплектованы военнослужащими, представляющими собой, как
отмечено в докладе, «в большинстве случаев любителей без специального
образования», не имеющими опыта профессиональной работы в крупных СМИ и
соответствующих навыков в маркетинге, изучении общественного мнения и
производстве материалов ИПВ.
Особо в докладе КВНИ выделены
проблемы, связанные с недостаточным знанием специалистами
психологических операций ВС США национально-психологических и культурных
особенностей зарубежных объектов воздействия, что неоднократно
приводило к низкой эффективности проводимых мероприятий. В идеале, по
мнению экспертов группы, изучение иностранных объектов психологических
операций должно быть поставлено на современную научную основу и
базироваться на доступе к любым данным национального разведывательного
сообщества и последним достижениям в области информации. В
действительности специалисты психологических операций ВС США
сталкиваются со значительными трудностями при получении необходимых
разведданных.
В докладе обращается внимание руководства МО на
то, что существующая организационно-штатная структура сил ПсО ВС США
плохо отвечает потребностям проведения тактических психологических
операций. Региональные батальоны, которые отвечают за ведение
оперативных психологических операций, имеют значительные трудности при
развертывании в районах боевых действий и испытывают дефицит
специалистов, способных решать разноплановые задачи.
Основной
недостаток сил и средств, предназначенных для тактических
психологических операций, заключается в их значительной уязвимости в
конфликтах средней и высокой интенсивности. С возрастанием поражающих
факторов современного оружия срок жизнедеятельности тактических команд
психологических операций в составе трех человек на легком бронированном
автомобиле, оснащенном громкоговорителем с дальностью вещания около 1000
м, по оценкам экспертов группы, будет идти уже не на часы, а на минуты,
а средства удаленного управления сеансами звуковещания пока не
разработаны. Рекомендации по совершенствованию Одним из главных
выводов специальной группы, прозвучавших в докладе, стало настоятельное
требование, чтобы применение психологических операций в ходе военных
действий рассматривалось должностными лицами всех уровней как
неотъемлемая часть общей военной операции, а не отдельно. Для повышения
эффективности психологических операций необходимо включать их как часть
единой информационной операции на всех стадиях развития конфликта,
начиная с угрожаемого периода в мирное время, включая полномасштабные
боевые действия и этап после завершения основной фазы вооруженного
конфликта (операции по стабилизации обстановки и восстановлению мира).
Кроме
того, в докладе был сформулирован целый ряд конкретных практических
рекомендаций по совершенствованию ПсО ВС США. Эксперты группы КВНИ
предлагают:
1. Создать в Министерстве обороны специальный орган
по планированию психологических операций под руководством помощника
министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой
интенсивности, который будет обеспечивать интеграцию психологических
операций на оперативном и тактическом уровне с программами
стратегического международного общественного информирования, а также
оказывать помощь в планировании стратегических психологических операций.
2. Пересмотреть организационно-штатную структуру и ряд должностных категорий аппарата психологических операций:
увеличить
штатную численность офицеров ПсО (оперативных и планирования) в штабе
командующего ВС США на ТВД, создать постоянное «ядро», на основе
которого будет развертываться объединенная оперативная группа
психологических операций;
усовершенствовать структуру сил ПсО
(регулярных сил и резерва), предназначенных для развертывания и
выполнения задач, стоящих перед объединенной оперативной группой
психологических операций;
главный советник командующего на ТВД
по психологическим операциям должен иметь штатную категорию «полковник»
(или эквивалентную гражданскую должность) и входить в специальный штаб
командующего;
командир объединенной оперативной группы
психологических операций, поддерживающей командующего ОГВ на ТВД, должен
иметь штатную категорию «полковник».
3. Помощник министра
обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности и
командование специальных операций США должны предпринять меры по
повышению общего качества материалов ИПВ путем привлечения существующих
на рынке производителей высококачественной продукции. С этой целью
необходимо обеспечить соответствующее финансирование сил психологических
операций ВС США для определения и задействования в своих интересах
определенного круга стабильных коммерческих медиа-провайдеров, на что
потребуется выделить примерно 10 млн. долл. в год.
4. Создать в
разведывательном управлении Минобороны специальное разведывательное
подразделение психологических операций. На уровне заместителя министра
обороны решить вопрос с обеспечением аппарата ПсО доступом ко всем
имеющимся открытым источникам информации и привлечь разведывательные
структуры для предоставления силам психологических операций всех
имеющихся архивных материалов и базовой информации, включая сведения по
национально-психологическим и культурным особенностям и СМИ определенных
стран. Предполагается, что это не потребует дополнительных бюджетных
расходов.
5. Рекомендуется рассмотреть вопрос о создании
специального фонда военной разведки, необходимого командованию
специальных операций США для приобретения соответствующих информационных
источников за пределами страны, прежде всего в Европе и Азии, а также
для создания банка данных. Затраты на это оцениваются примерно в 5 млн.
долл. в год.
6. Министерству обороны совместно с государственным
департаментом США необходимо обеспечить финансирование, определить,
приобрести и поддерживать в надлежащем состоянии коммерческие каналы и
«раскрученные» брэнды для распространения информации в интересах
психологических операций. Также следует всячески развивать и
совершенствовать политику использования новых и существующих
трансатлантических СМИ. Рекомендуется активно привлекать для ПсО
признанных профессионалов и использовать высококвалифицированные
коммерческие структуры, способные обеспечить качественное содержание
материалов ИПВ. Предполагаемые расходы составят примерно 10 млн. долл. в
год.
7. Министерство обороны должно приобрести технические
возможности, соответствующие современным и перспективным технологиям и
способам распространения массовой информации. Более того, Минобороны
должно обеспечить финансирование приобретения (в собственность или в
аренду) у коммерческих организаций перспективных каналов создания и
распространения информации. Предполагаемые расходы — приблизительно 10
млн. долл. в год.
8. Министерство обороны должно продолжить
оснащение существующего парка самолетов EC-130E Commando Solo комплектом
оборудования для специальных миссий. По мнению экспертов группы,
получаемые преимущества в связи с переустановкой специального
оборудования на платформы EC-130J не соответствуют затратам в 250 млн.
долл. Более того, в будущем каналы распространения информации во
всемирном масштабе ограничат эффективность радио- и телевещания. Для
выполнения различных миссий командованию специальных операций США
необходимо разработать малогабаритные и легко перенастраиваемые
приемопередающие комплексы, совместимые с различными базами, включая
беспилотные летательные аппараты и арендуемые самолеты. Первоначальные
вложения в разработку и создание таких комплексов оцениваются примерно в
10-20 млн. долл. в год.
9. Ежегодно увеличивать финансирование
на обеспечение потребностей сил психологических операций примерно на 50
млн. долл. в год (для реализации рекомендаций 1-8). Предполагается, что
такое увеличение расходов на указанные нужды можно обеспечить за счет
перераспределения суммы в 250 млн. долл., первоначально предназначенной
для переустановки спецоборудования Commando Solo на платформы EC-130J.
Таким
образом, согласно выводам американских экспертов, непременным условием
успешного ведения психологических операций в современных условиях
является постоянное моделирование наиболее вероятных направлений
развития глобальных средств массовой коммуникации, их возможного влияния
на содержание программ психологических операций и
информационно-пропагандистской продукции и своевременное перевооружение
сил ПсО ВС США, обеспечивающее адекватные технологии и технические
возможности. При этом крайне необходимым считается эффективное изучение
специалистами психологических операций ВС США зарубежных объектов
воздействия психологических операций и создание на этой основе
современных каналов и средств распространения материалов
информационно-психологической войны.
Роль, отводимая
информационным операциям в стратегических планах Пентагона, и
определенные неудачи американских формирований психологических операций,
в частности в Югославии, Афганистане, Ираке и ряде других районов,
заставляют военно-политическое руководство США предпринимать активные
дальнейшие меры по повышению эффективности всей системы психологических
операций ВС с учетом рекомендаций, выработанных специальной группой КВНИ
МО США. Так, в ходе осуществляющихся в настоящее время в ВС США реформ в
сухопутных войсках принято решение создать еще две роты ПсО регулярных
сил и четыре роты ПсО резерва, а также продолжать наращивать усилия по
модернизации технических возможностей этой службы.
Как отмечают
российские специалисты по информационному противоборству, особенно
интересен тот факт, что подавляющее большинство проблем, с которыми
сталкиваются американские силы психологических операций, характерны и
для аналогичных формирований вооруженных сил РФ. Однако изложенный выше
уровень предполагаемого их решения, финансирования и совершенствования
технических возможностей аппарата психологической войны ВС США
справедливо вызывает у российских «психоборцев» чувство сильной зависти.
Источник: Независимое военное обозрение
Источник: http://psyfactor.org |