Базовыми методами воздействия, которые применяют специалисты психологической войны, являются убеждение и внушение. 1. Специфика применения убеждения. Убеждение - это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Используя
метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на
интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в
том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека
внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой
основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать
старые), соответствующие поставленной цели. Убеждая, необходимо следовать определенным правилам: * логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия; * убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту; *
помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому
недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация
должна содержать и обобщенные положения (идеи, принципы); * убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной; * сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия. Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую
позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности
формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных
ситуациях.
Опыт психологической войны свидетельствует, что убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях: 1. Тогда, когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию. Так, в предбоевой обстановке, когда военнослужащие противника уже сосредоточились на предстоящих боевых действиях, убеждение не будет иметь сколько-нибудь значительной эффективности - им не до того. То
же самое можно сказать о тех случаях, когда группы военнослужащих (либо
гражданского населения) слишком возбуждены или подавлены, переутомлены и
т.д. 2. Если объект психологически способен согласиться с
навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта
психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия. Как
уже говорилось выше, предрасположенность к восприятию преподносимой
информации возникает у людей под влиянием объективных условий, таких,
например, как неблагоприятное развитие боевых действий, притеснения на
национальной или религиозной почве, непопулярные меры правительства,
ограничение прав и свобод личности в условиях военного времени и т.п. 3. Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится. 4. Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близка особенностям мышления объекта. Отсюда - важность учета национально-психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания пропагандистского сообщения. 5. Если есть время убеждать. Для того, чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Опыт психологической войны свидетельствует, что однократные попытки в этом случае малоэффективны. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требуют многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также "растягивает" процесс.
Источник: http://psyfactor.org |