Как делаются перевороты: Гаити, 1994 год. Вторжение
войск США на остров Гаити под условным наименованием »Поддержка
демократии» произошло в 1994 г. Оно преследовало своей целью возвращение
в эту страну законного президента Ж.-Б. Аристида, свергнутого военной
хунтой.
Как и в случае с Панамой, военно-политическое
руководство США развернуло широкую пропагандистскую кампанию задолго до
высадки американских войск. Основную роль в формировании международного
общественного мнения сыграли передачи международной службы новостей
компании «Си-Эн-Эн». Благодаря спутниковой связи ее передачи
транслировались на 95 стран мира, а монопольное право на распространение
информации позволяло осуществлять эффективное
информационно-пропагандистское воздействие. Репортажи с Гаити вел
тележурналист Питер Арнетт, широко известный передачами из Багдада во
время конфликта в Персидском заливе. Его телематериалы были полны сцен
кровавых преступлений хунты генерала Седраса. При этом видеоряд
сопровождали комментарии не только журналиста, но и видных общественных и
политических деятелей, рядовых сторонников президента Аристида,
гаитянских беженцев.
Передачи были нацелены на то, чтобы
наглядно продемонстрировать всему миру явное нарушение демократических
норм жизни и прав человека в этом островном государстве. В результате
хорошо продуманной информационно-пропагандистской кампании США удалось
добиться поддержки своих действий мировой общественностью. Резолюция
Совета Безопасности ООН № 940 санкционировала «создание
многонациональных сил под единым командованием и использование всех
необходимых средств для отстранения на Гаити военных от власти».
Таким
образом, Белый дом достиг основной цели этапа подготовки операции —
создал международные правовые основы для действий американских войск в
этом государстве. Более того, Вашингтону удалось интернационализировать
конфликт. В операции наряду с 14 тысячами американских морских
пехотинцев были готовы участвовать 2 тысячи военнослужащих из других
государств Карибского бассейна, Латинской Америки и Европы. Это
позволяло значительно снизить критику со стороны мирового сообщества в
случае негативных последствий вторжения.
Одновременно
администрации президента Б.Клинтона в кратчайшие сроки удалось
значительно увеличить число сторонников проведения интервенции на Гаити
среди американцев. Если 10 сентября 1994 г. в поддержку этой операции
высказывались 25 процентов населения, то 16 сентября, т.е. всего через
пять дней — уже 40 процентов. Тем не менее большинство граждан США
продолжало скептически относиться к интервенции. Как отметил журнал
«Тайм», сказался «синдром Сомали» (имелась в виду безуспешная высадка
американских войск с миротворческой миссией в этой африканской стране,
сопровождавшаяся многочисленными потерями). Идея «малой войны» на нищем
острове не прельщала американцев. В случае даже минимальных потерь
рейтинг президента и его окружения мог бы существенно упасть. С другой
стороны, у американского правительства не было альтернативы. В ходе
пропагандистской кампании администрация США настолько убедила
общественность в своей решимости восстановить законно избранного
президента Гаити у власти, что после провала экономической блокады и
политических соглашений с хунтой, ей для спасения своего «политического
лица» оставалось уповать исключительно на «оккупацию без выстрелов».
Поскольку
потери требовалось исключить во что бы то ни стало, надо было
обеспечить лояльное отношение к десанту не только гражданского
населения, но и 7 тысяч военнослужащих генерала Седраса. Главную роль в
решении этой непростой задачи сыграли действия 4-ой группы
психологических операций вооруженных сил США. Основным направлением ее
пропагандистской деятельности явилось предотвращение возможных
враждебных действий гаитян по отношению к американским военнослужащим.
При этом были выдвинуты следующие тезисы:
— американские солдаты восстанавливают власти законно избранного президента; — пребывание американских солдат на острове носит временный характер; — США борются за восстановление норм демократии и прав человека на Гаити.
Основными
формами пропаганды были распространение листовок и радиовещание. На
Порт-о-Пренс (столицу Гаити) и его окрестности самолеты сбросили
значительное число портативных радиоприемников с фиксированными
частотами, по которым передавались обращения изгнанного президента Ж.-Б.
Аристида, призывавшего поддержать американцев в борьбе против хунты.
Одновременно распространялись листовки с текстом: «Возвращение Аристида —
это солнце демократии, свет законности, тепло примирения».
Сильное
психологическое воздействие на хунту оказала демонстрация военной мощи
США. К берегам острова подошли 20 боевых кораблей ВМФ США. в том числе
авианосцы «Америка» и «Эйзенхауэр». На их борту находились 6800 морских
пехотинцев. Еще 14 тысяч военнослужащих на военной базе Форт-Брэгг
ожидали приказа о выступлении. Как стадо известно впоследствии, генерал
Седрас, переговоры с которым вел бывший президент США Д. Картер, плохо
воспринимал доводы о неизбежности свержения его режима и желательности
отказа от напрасного кровопролития, пока не прозвучал последний аргумент
— сообщение о том, что боевые самолеты США уже поднялись в воздух. 19
сентября 1994 г. более 60 военно-транспортных самолетов взлетели с базы
Форт-Брэгг и взяли курс на Гаити. Но через несколько минут был дан
отбой, воздушная армада повернула назад. Генерал Седрас распорядился
разобрать баррикады и не препятствовать высадке американского морского
десанта, призванного осуществить смену режима. В тот же день 3 тысячи
морских пехотинцев высадились на Гаити. Сопротивления они не встретили.
Первый этап операции «Поддержка демократии» завершился успешно.
На
втором ее этапе основной задачей подразделений психологической войны
стало обеспечение благоприятных морально-психологических условий для
действий американских военнослужащих. С этой целью различными способами в
сознание гаитян внедрялись идеи о том, что американские военнослужащие
находятся на острове исключительно ради восстановления демократии и прав
человека, а вся военная акция США носит чисто гуманитарный характер.
Примечательно то, что уже на второй день после вторжения в столицу и еще
дватри города острова были доставлены продукты питания, которые
американские солдаты бесплатно раздавали местным жителям. Если учесть,
что Гаити относится к числу самых бедных стран мира, то пропагандистское
значение акции такого рода трудно переоценить. Была также организована
скупка оружия у населения. С помощью средств устного вещания гаитянам
сообщали расценки на оружие и места его приема.
В целом,
операция на Гаити прошла весьма успешно. Хунта без боя вернула власть
свергнутому ею же президенту Аристиду; члены хунты покинули страну;
подавляющая часть населения поддержала интервенцию; американцы не
потеряли ни одного человека; рейтинг президента Клинтона значительно
вырос.
Источник: http://psyfactor.org |