Ambition Пятница, 19.04.2024, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Манипуляция сознанием в политике [57]
Манипуляция сознанием
Психологическая война в политике [38]
Психологическая война
Спецслужбы [0]
Спецслужбы
Сообщества [0]
Сообщества
Терроризм [3]
Терроризм

Мини-чат

Наш опрос
Оценка сайта
Всего ответов: 34

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Психологическая война в политике

Психологические операции США в Боснии и Герцеговине

Психологические операции США в Боснии и Герцеговине
Психологические операции (PSYOP) — это проводимая в мирное и военное время фоновая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей США. (Психологические операции. Полевой устав армии США FM33-L Гл.1.)

Ведение психологических операций еще со времен библейского полководца Гедеона окутывалось завесой тайны. Однако в последнее время в зарубежной и российской печати нет-нет да и появляются материалы о том, что американцы добились в этой области значительных успехов. Сообщается, что на Гаити, в Панаме, Сомали и в бывшей Югославии, используя так называемое «нелетальное оружие», они решали задачи, обычно требовавшие применения крупных военных сил.

Что ж, уже само появление таких публикаций говорит о заметных достижениях американцев, сумевших внедрить журналистам нужные установки. К сожалению, в последнее время некоторые российские специалисты начинают говорить о необходимости реформировать наши аналогичные структуры по американскому образцу, ссылаясь при этом не на факты, а на публикации, инспирированные самими американцами. А они, как известно, умеют превозносить свои успехи и скрывать неудачи.

В том, что в их работе с избытком хватает и того и другого, я имел возможность убедиться, наблюдая за работой службы психологических операций ВС США в Боснии и Герцеговине.

Чему мы можем у них поучиться...

Главное, чему, на мой взгляд, следует научиться нашим высшим государственным и военным руководителям у своих американских коллег, так это правильному отношению к этому виду боевого обеспечения.

В США вся деятельность службы психологических операций осуществляется в рамках единой государственной политики на основании директив, утверждаемых лично президентом. Отсюда и колоссальные ассигнования, и скоординированная работа государственных и частных СМИ в интересах той или иной военной операции. У них в принципе невозможна ситуация, как у нас во время войны в Чечне, когда несколько десятков военных специалистов пытались вести работу по разложению чеченских боевиков, а подавляющее большинство российских СМИ, по сути, занималось обратным.

Психологические операции проводятся и в ходе миротворческих операций вооруженных сил США. Несмотря на то что они оцениваются американскими специалистами как «конфликты низкой интенсивности», сил и средств для их обеспечения выделяется не меньше, чем для активных боевых действий.

Так, общее руководство психологическими операциями в Боснии и Герцеговине осуществляет Объединенное многонациональное командование психологических операций (PSYOP) в Сараево. Здесь же развернута радиостанция «Радио СФОР», которая ведет круглосуточное вещание на население БиГ. В последнее время среди прибывающих американских специалистов все чаще встречаются военнослужащие, имеющие опыт работы в ходе различных военных конфликтов (Гаити, Панама, Персидский залив, Сомали). Некоторые уже проходили службу в БиГ.

Подразделения психологических операций развернуты во всех многонациональных дивизиях СФОР. В дивизии «Север», в состав которой входит российская воздушно-десантная бригада, на сегодняшний день создана самая большая группировка сил и средств психологических операций (27 человек). В нее входят 301-е подразделение организации и планирования психологических операций и 30-е подразделение тактических психологических операций.

301-е подразделение организации и планирования психологических операций дислоцируется в базовом районе «Игл». Оно состоит из штабной секции, секции планирования и разработки программ, секции разработки информационно-пропагандистских материалов и секции изучения аудитории (всего 13 человек).

30-е подразделение тактических психологических операций включает в себя штабную секцию, дислоцирующуюся в базовом районе «Игл», а также 31, 32 и 33-ю команды психологических операций батальонной поддержки в базовых районах «Мак Говерн», «Добол» и «Деми» (по 4 человека в команде). В случае возникновения кризисной ситуации команды психологических операций батальонной поддержки могут быть приданы входящим в состав дивизии «Север» бригаде «Нордпол», российской и турецкой бригадам. Как и в предыдущих операциях, в БиГ американцы используют так называемую модульную модель, позволяющую гибко и оперативно маневрировать силами и средствами в случае изменения военно-политической обстановки.

Все формирования психологических операций оснащены современной электронной и полиграфической техникой. В 301-м подразделении организации и планирования психологических операций имеются компьютеры «Pentium» с устройствами для записи компакт-дисков, портативные ноутбуки «Sony», планшетные сканеры и лазерные принтеры «Hewlett Packard», цветные копировально-множительные аппараты «Xerox». Это оборудование позволяет оперативно выпускать многокрасочные листовки или плакаты тиражом до 7 тыс. экз. в сутки. Заказы на печатание более крупных тиражей, а также на издание газет и журналов размешаются в городской типографии Тузлы, в типографии командования СФОР в Сараево или на полиграфической базе ВС США в Германии (Франкфурт-на-Майне). Здесь же издаются еженедельная газета «Вестник мира», ежемесячный журнал «Вестник прогресса» и детский (!) журнал «Мирко».

Каждая команда психологических операций батальонной поддержки имеет бронированный автомобиль «Хаммер» с пулеметом М-60 и УКВ-радиостанцией, прибор ночного видения, портативный прибор для определения координат на местности «Магеллан». Из специального оборудования — портативная звуковешательная станция ТРТ-10-1, цифровая видеокамера и фотоаппарат «Sony». Запись и тиражирование звукопрограмм осуществляются на студии «Радио СФОР» в Сараево.

Надо сказать, что ничего принципиально нового в показанном нам техническом оборудовании лично я не увидел. В одной из бесед с американскими специалистами я как-то обмолвился о нашумевшем сообщении, что в Персидском заливе они якобы использовали какую-то установку, позволявшую проецировать топографические изображения на нижние кромки облаков, в результате чего американские и иракские солдаты узрели на небе лик Иисуса Христа. На это один из офицеров, участвовавший в операции «Буря в пустыне», не без юмора заметил: «Скорее всего, перед этим солдаты хорошо покурили травки, а все остальное довершила пресса. Кстати, по возвращении в Штаты почти все, кто уверовал после этого «чуда» в Бога, вскоре снова в нем разуверились».

Еще одним положительным моментом в работе американской службы психологических операций — и этот опыт нам действительно следует перенимать — является то, что наряду с имеющимися в их распоряжении штатными силами и средствами они стремятся изыскивать и использовать новые. Эта работа ведется по нескольким направлениям.

Во-первых, они выявляют наиболее популярные местные СМИ и, не жалея средств, заключают с ними контракты на публикацию своих информационно-пропагандистских материалов. Так, по состоянию на 1998 год Объединенное командование психологических операций СФОР в Сараево заключило контракты с 29 телестанциями, 106 радиостанциями и 11 газетами. В последнее время эта работа особенно активизировалась в зоне ответственности российской бригады, в восточной части Республики Сербской, где традиционно сильны позиции радикальных и националистических партий и откуда можно вещать на территорию сопредельной Союзной республики Югославия. Только на первые шесть месяцев 1999 года для установления контактов с местными СМИ служба психологических операций дивизии «Север» получила 30 тыс. долларов США.

Во-вторых, справедливо полагая, что одной из причин победы сербских радикалов на выборах 1998 года была умело организованная ими пропагандистская кампания, американские специалисты ведут работу по созданию новых, «независимых» СМИ. С этой целью местных журналистов регулярно приглашают на семинары по проблемам «демократизации журналистики». Международные организации выделяют значительные средства для закупки полиграфического и студийного оборудования. В-третьих, в своей деятельности служба психологических операций тесно взаимодействует с другими службами и подразделениями СФОР, а также с различными международными организациями.

В первую очередь это подразделения и службы дивизии «Север», в той или иной мере занимающиеся информационной работой и работой с населением: служба по работе с гражданским населением (СА), батальон военно-гражданского сотрудничества (CIMIC). В их задачу входит организация административного управления на местах, восстановление экономических связей, распространение гуманитарной помощи. У нас специальные подразделения для работы с местным населением были созданы в 80-х годах в Афганистане в виде отрядов пропаганды и агитации, но впоследствии этот опыт был предан забвению, и сейчас штатных формирований такого рода нет.

Планирование психологических операций в БиГ ведется в тесном контакте с такими международными организациями, как Объединенная военная комиссия (JMC), Объединенная комиссия наблюдателей (JCO), Международная полиция (IPTF). К сотрудничеству с ними также привлекаются представители офиса Высокого представителя ООН (OHR) и Верховного комиссара по делам беженцев (UNHCR).

С 1997 года в соединениях СФОР практикуется ведение так называемых информационных операций, в ходе которых каждый командир части или подразделения проводит постоянную информационную работу в своей зоне ответственности. Он встречается с местными руководителями, обращается к населению через СМИ. Тематика информационных сообщений, приоритетные объекты воздействия, оптимальные формы и методы работы определяются и разрабатываются службой психологических операций.

...И чему мы сами можем их научить

Тем не менее в работе американской службы психологических операций в Боснии и Герцеговине имеется и немало недостатков. Они невидимы для журналистов, но сразу бросаются в глаза специалисту. Это касается прежде всего содержательной стороны американской пропаганды, что во многом предопределяется особенностями подготовки специалистов психологических операций в США. В первую очередь — это слабое знание языка и специфики страны пребывания.

Проведенный анализ показал, что в материалах, которые Объединенное командование ПсО готовит для местных СМИ, нередко встречаются грамматические, стилистические и даже смысловые ошибки, из-за чего многие редакторы отказываются от сотрудничества. В командах тактических ПсО батальонной поддержки в качестве переводчиков используются боснийские мусульмане. Подготавливаемые и озвучиваемые ими программы устного вещания в силу ряда лексико-стилистических и фонетических особенностей легко распознаются сербской аудиторией и, как правило, вызывают негативную реакцию. И это несмотря на то, что за знание иностранных языков, в зависимости от их сложности, американские специалисты психологических операций получают ежемесячную надбавку к жалованью (от 50 до 200 долларов).

Срок пребывания американских военнослужащих в БиГ не превышает 6 месяцев, и это не позволяет им как следует «врасти» в обстановку. Ограничения на выезды из базовых районов (по соображениям безопасности) препятствуют установлению тесных контактов с населением. В результате, как показал анализ большинства документов, подготовленных в дивизии «Север», знание реалий страны пребывания даже у руководства службы психологических операций остается весьма поверхностным. К примеру, в информационной справке о руководителях сербских ветеранских организаций были указаны такие «чисто сербские» имена, как Сулейман Кисич и Энвер Стоянович.

Как видно из распространяемых в дивизии еженедельных сводок, во время встреч с местным населением личный состав команд психологических операций батальонной поддержки нередко подвергается оскорблениям:

«...когда мы вошли во двор школы, игравшие там дети начали пронзительно кричать в нашу сторону и показывать нам вытянутый средний палец. Один малыш очень старался, но у него ничего не получалось. Старшие товарищи помогли ему, и он, очень довольный, с гордостью показал нам свой средний палец...»

«...мы вышли на площадь, когда за рекой на югославской территории раздались звуки разрывов бомб. Люди, сидевшие в кафе, сразу повернулись и стали неодобрительно смотреть в нашу сторону, а некоторые начали выкрикивать угрозы, после чего мы вынуждены были уехать из этого квартала».

Немаловажную роль здесь играет и тот факт, что американские военнослужащие, в том числе и специалисты психологических операций, выезжают из своих базовых районов только на бронемашинах и в полной боевой экипировке. Естественно, это не вызывает у местных жителей желания вести доверительные беседы с ними.

Еще один серьезный недостаток в содержании американской пропаганды — игнорирование исторических и культурных традиций, национально-психологических особенностей местного населения и навязывание собственных культурных ценностей. В большинстве подготовленных американцами печатных, аудио- и видеоматериалов практически отсутствуют заимствования из произведений литературы, музыки, из фольклора балканских народов, апелляции к авторитетам местных исторических и религиозных деятелей.

Схематичность мышления, догматизм и отсутствие инициативы, свойственные военнослужащим США вообще и специалистам психологических операций в частности, ведут к тому, что большинство листовок и плакатов делается по старым шаблонам, разработанным еще в годы Первой и Второй мировых войн.

Преобладает сентиментальный тип иллюстративной листовки с фотографиями либо радостных лиц детей, либо печальных лиц стариков — около 65%. Все остальное — пространные и утомительные для чтения информационные листовки, вовсе не содержащие иллюстраций. В качестве обоснования выдвигаемых тезисов используются преимущественно цитаты из Дейтонских соглашений, заявления командования СФОР и руководителей международных организаций. Эти изречения отнюдь не являются авторитетными для боснийских сербов, считающих, что их страна находится в оккупации.

Можно привести немало примеров «ляпов» американской печатной пропаганды, которые мне довелось наблюдать в течение всего лишь трех месяцев пребывания в психологических операций. Так, на иллюстрации, предназначенной для публикации в газетах на территории Республики Сербской, в качестве знака миролюбивых действий СФОР на фоне карты Боснии и Герцеговины была почему-то изображена горящая свеча, которую славяне в силу традиций и особенностей менталитета, обычно воспринимают как символ скорби.

Другой пример: листовка, призывающая местных жителей за вознаграждение в 10 тыс. немецких марок сообщить информацию об участниках нападения на американские казармы в Зворнике (см. рис.). Совершенно очевидно, что в стране, многие жители которой еще помнят гитлеровскую оккупацию и участвовали в Сопротивлении, такая листовка была однозначно воспринята как прямой призыв к предательству.

В то же время в печатных материалах, особенно тех, которые предназначены для местной молодежи, активно пропагандируются ценности «американского образа жизни»: кинопродукция Голливуда, рок-музыка, комиксы, бейсбол и др.

Надо сказать, что некоторые американские специалисты положительно реагировали на критику и в дальнейшем старались учитывать высказанные им рекомендации. Однако в целом работу службы психологических операций ВС США отличают неприкрытое высокомерие, претензия на абсолютную истину, грубое давление на аудиторию, что, естественно, вызывает негативную реакцию.

Как показали результаты опросов, большинство жителей БиГ (как сербы, так и мусульмане) воспринимают американскую пропаганду как откровенное вмешательство в их жизнь. Так, например, плакат, призывающий беженцев к возвращению (где на огромной ладони изображены муж, жена и их дети с вещами), получил такую оценку боснийских мусульман: «Американцы считают, что мы глупые пингвины, которых можно переселять, куда им заблагорассудится».

В этих условиях, боясь потерять доверие соотечественников, редакторы большинства теле- и радиостанций в БиГ из предоставленных им службой психологических операций материалов используют для трансляции только музыкальную часть, предварительно удаляя пропагандистские сообщения. Многие владельцы СМИ вообще отказываются от сотрудничества с американцами даже за большие деньги.

Еще одно слабое звено в американской пропаганде — игнорирование исторического опыта, накопленного в предыдущих войнах и вооруженных конфликтах. Корея и Вьетнам наглядно показали, что психологически давить с позиции силы на солдата, защищающего свою территорию, бессмысленно — он будет обороняться еще упорнее. Тем не менее авиация НАТО в течение нескольких месяцев засыпала горы и долины Косово листовками угрожающего содержания. На личный состав сербской армии и полиции это, как известно, не произвело особого впечатления. Зато из-за ошибки пилотов, не принявших в расчет ветер, 1,5 млн. листовок опустилось на территорию Венгрии, как раз перед этим вошедшей в состав НАТО.

Точно так же бессмысленно пытаться дискредитировать находящихся в подполье оппозиционных лидеров. Все попытки американских специалистов психологических операций очернить в глазах сербов Радована Караджича и Радко Младича лишь увеличивали их популярность, как это уже было в свое время с Ким Ир Сеном и Хо Ши Мином.

Впрочем, справедливости ради должен заметить, что забвение уроков прошлого — черта, присущая не только американцам. Наша собственная работа по дискредитации Джохара Дудаева была так же обречена на провал, как и проводившаяся десятью годами раньше кампания по дискредитации лидеров афганской оппозиции.

Обширный материал для размышлений дали беседы с американскими специалистами психологических операций. Выяснилось, что, хотя в целом командование ВС США понимает всю важность ведения психологических операций, отдельные военачальники, несмотря на высокие звания, нередко сомневаются в необходимости существования этой службы (надо сказать, что эта ситуация характерна и для нашей армии). Не всегда понимают смысл пропагандистской работы с населением и отдельные командиры частей, которых привлекают для ведения информационных операций, особенно те, кому ранее не доводилось участвовать в миротворческих акциях.

В итоге трехмесячного наблюдения за работой американских специалистов по психологическим операциям в Боснии и Герцеговине я убедился, что и мы, и они в принципе одинаково подходим к этому специфическому виду боевого обеспечения, и что наряду с несомненными достижениями у них имеется целый ряд проблем. Поэтому, вместо того чтобы сочинять какие-то небылицы, основываясь на домыслах и непроверенных слухах, гораздо полезнее было бы чаще встречаться и обмениваться опытом. Право же, нам есть чему друг у друга поучиться. © «Солдат удачи», №11, 1999.



Источник: http://psyfactor.org
Категория: Психологическая война в политике | Добавил: Harvest (05.03.2011)
Просмотров: 550 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz