Различия между психологическими и информационными войнами. Информационные
и психологические войны тесно связаны с понятием информационного
пространства. Под данным термином я предлагаю понимать не совокупность
СМИ, расположенных на определенной территории, а массовую информацию,
порождаемую этими СМИ и воспринимаемую населением данной территории. Это
своего рода медиа-реальность. Структура события в этой реальности
состоит из 4 компонентов:
1. Вербальный, т.е. вербальные обозначения, которые используются для описания темы; 2. Визуальный, т.е. видеоряд, «картинка», а также фотоматериалы. 3. Акустический — всевозможные шумы улицы и пр. 4. Интерпретационный, т.е. оценка события и его интерпретация.
Цель
информационной войны — достижение информационного доминирования.
Информационное доминирование имеет своей задачей не дать противоположной
стороне воспользоваться информационным пространством в полной мере[1].
Это
достигается путем заполнения структуры информационного пространства в
нужном ракурсе. Вторая чеченская война показала интересный пример
заполнения вербального компонента: «антитеррористическая операция» (а не
война), «зачистка», неупотребление слова «граница»[2]
Что
касается визуального компонента, то отсутствуют изображения раненых и
разрушенной техники со стороны федеральных войск. Было запрещено
показывать интервью со стороны боевиков — доминировала точка зрения
федеральных властей.
Если во время войны в Персидском заливе
информационное доминирование было достигнуто за счет контроля
информации, поступающей из зоны боевых действий (отсутствовало
изображение раненых и убитых солдат со стороны США и их союзников, а
также мирного населения), то во время войны в Афганистане Катарская
телекомпания Al-jazeera подавала альтернативные сообщения (разрушенные
гражданские объекты, раненые и убитые со стороны гражданского
населения).
Хотя противоборство может вестись не только
информационными методами, но и, например, военными, когда бомбардировка
телеретранслятора рассматривается как элемент войны информационной.
Психологическая
война — это совокупность различных форм, методов и средств воздействия
на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических
характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений,
мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм,
массовых настроений, общественного сознания в целом [3].
Изменение
стереотипов и установок достигается за счет политических,
экономических, дипломатических и военных действий, и путем создания и
распространения текстов (под ними понимают не только печатный материал,
но и аудио, и аудио-визуальные материалы), убеждающего и внушающего
характера. При «доставке» текстов до индивидуального и массового
сознания и происходит пересечение между информационными и
психологическими войнами.
Психологическая война использует
сегмент информационного пространства для оказания
информационно-психологического воздействия на определенную аудиторию.
Информационные войны, как было показано, направлены на контроль
информационного пространства в целом.
Источники 1. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000 г, с. 362. 2. Там же, с. 330-331. 3. Крысько В.Г. Cекреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). — М.: «Харвест», 1999
Источник: http://psyfactor.org |