Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Мини-чат |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
В категории материалов: 57 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Формируя «образ врага» в лице «космополитов», советские пропагандисты
опирались на исторически характерные для части русского и других народов
СССР антисемитизм, стремление к уравнительности, авторитаризм,
патернализм, ненависть к чиновникам, недоверие к Западу53. Ударным
отрядом в борьбе за «патриотизм» против «космополитов» стал агитпроп и
ССП СССР. Связанные с властью материальными и идеологическими интересами
А.Фадеев, Вс.Вишневский сознательно и искренне боролись с «врагами». Их
идеологию разделял К.Симонов54, а также молодые журналисты и драматурги
типа А.Сурова, главным мотивом поведения которых были карьерные
соображения. |
Новые реалии и иллюзии
Возникновение
Северо-Атлантического пакта (НАТО) закономерно вело к обострению
международной обстановки.
В октябре 1949 г. произошли еще три события,
которые серьезно повлияли на содержание пропагандистской деятельности: в
Европе конституировались два немецких государства — ФРГ и ГДР; в Китае
победила революция.
Часть американского истеблишмента весьма
болезненно восприняла неподконтрольные ей события в Китае — как
практическое осуществление всемирного коммунистического «заговора», и
потребовала начать интервенцию. Гнев изоляционистов обрушился на
администрацию Трумэна, которая, по их мнению, «отдала» Китай
коммунистам1. |
Долговременная пропаганда: романсы и финансы.
Внедрение
образа врага в общественное сознание осуществлялось в том числе при
помощи искусства. Литература, кино, спектакли были средством
долговременной — на десятилетия рассчитанной, пропаганды. Работники
культуры оказались в непростых условиях: с 1948 г. государство
прекратило дотации учреждениям культуры. Скудные средства, выделяемые по
остаточному принципу, стали использоваться более целенаправленно:
исключительно на оплату заказных идеологизированных произведений. Через
крупные театры с писателями заключались договоры на предмет «создания
пьес на современные советские темы». В конце 1947 г. решения ЦК ВКП(б)
требовали активизировать творческую активность таких драматургов, как
Л.Леонов, Н.Погодин, В.Соловьев, В.Вишневский, А.Крон, В.Катаев;
привлечь относительно молодых А.Софронова, Б.Полевого, В.Кожевникова и
других. |
Мифологизация
образа врага была выгодна в первую очередь руководителям разных рангов,
которые использовали его как средство духовного насилия и дезориентации
граждан для укрепления своего авторитета и реализации интересов. Номенклатура использовала его всякий раз, как только возникала
необходимость мобилизовать массы на решение экономических и политических
задач или подавить их нежелательную активность и самостоятельность.
Типичный пример — деятельность А.А.Фадеева. Как сообщил в ЦК ВКП(б)
аноним, 30 ноября 1949 г. на партсобрании ССП Фадеев заявил: «Здесь есть
еще много недоисключенных космополитов». Членов секретариата и
президиума ССП анонимщик называл «бандой поэтических рвачей и выжиг»,
использующих союз для проталкивания своих сочинений в издательства и
театры при помощи высоких покровителей из ЦК и МК ВКП(б); зажимщиками
критики, бюрократами, которые «смертельно запугали всех остальных».
Обвинение носило политический характер: рвачество, погоня за рублем и
бюрократизм с 1948 г. связывались с «космополитизмом». |
В
начале 50-х годов во внешней и внутренней политике капиталистических
государств появились новые тенденции, которые вызвали негативную реакцию
правительства СССР. Это «план Плевена», выдвинутый в октябре 1950 г.
французским премьер-министром, — план создания Европейского
оборонительного сообщества (ЕОС), с помощью которого западные державы
пытались провести ремилитаризацию ФРГ. «План Шумана», согласно которому
возникло Европейское объединение угля и стали — зародыш будущего. |
Образ врага в экономических отношениях Несмотря
на то, что внутриполитическая пропаганда практически не использовала
образ внутреннего врага, многочисленные комиссии ЦК ВКП(б) объясняли
обнаруженные на местах недостатки его действиями. Так, в I половине 1951
г. комиссии агитпропа провели проверку партийно-агитационной работы в
19 областях СССР.На строительстве Цимлянского гидроузла Волго-Донского
канала и иных объектах проверяющие обнаружили штурмовщину,
нерациональное использование техники, невыполнение рабочих норм сорока
процентами рабочих, высокий уровень травматизма. Комиссии отмечали
наличие жесточайшей эксплуатации: «Продолжительность рабочего дня на
ряде объектов доводится до 24 часов и не соблюдаются выходные дни».
Неосмысленный протест рабочих был закономерен: в одном из автопарков на
всех автомашинах были разбиты фары. |
В
начале марта 1953 г., казалось, ничто не остановит вал антиамериканской
пропаганды. Однако в конце февраля — еще до смерти И.В.Сталина,
произошло невероятное: из плана Воениздата «по разным причинам» были
исключены антиамериканские книги: сборник «Звериное лицо американского
империализма»; В.Аварина «Империалистическая агрессия США на Тихом
океане»; генерал-майора Жукова «Западногерманский стратегический
плацдарм американского империализма» и другие. Обратившиеся за
разъяснениями Д.Мельников (Меламед) и Л.Черная, авторы книги
«Гитлеровские генералы на службе американского империализма», получили
устный ответ, что «в нынешней международной обстановке тема книги
потеряла свою актуальность». Переубедить редакцию им не удалось1. |
Обострение
отношений между супердержавами во время Берлинского СМИД и Женевского
совещания вело к эскалации «психологической войны». Инициаторами опять
выступили правые силы США. 1 июня 1954 г. А.Тертерян в статье «"Толстый
ломоть лжи" г-на Марчента» воспроизвел слова помощника госсекретаря США
об очередном антикоммунистическом пропагандистском наступлении во всем
мире против СССР. Агрессивное поведение правительства противника
Тертерян объяснял паникой правых сил перед падением престижа США в
Европе и «потерями, которые понесла в Европе и Азии американская
"политика с позиции силы"»1. |
Заключение Проведенное
исследование позволяет констатировать: «образ врага» — идеологическое
выражение общественного антагонизма, динамический символ враждебных
государству и гражданину сил, инструмент политики правящей группы
общества.Феномен «большого времени», он существует на протяжении всей
российской истории, но только в XX веке пропагандистские органы
государства начали планомерно и систематически внедрять образ врага в
массовое сознание. Источником, главной причиной возникновения советского
варианта образа врага является наличие внутренних —
социально-экономических, политических, идеологических, и международных
противоречий. Предпосылки и причины возникновения послевоенного
образа врага можно условно разделить на общецивилизационные и конкретно —
исторические. |
Введение
Лелъчук В.С., Пивовар ЕМ. Конфронтация двух систем и менталитет
советского общества // СССР и холодная война. М., 1995; Костырченко Г. В
плену у красного фараона. Политические преследования евреев в СССР в
последнее сталинское десятилетие. Документальное исследование. М., 1994;
Волобуев О.В. Советский тоталитаризм: образ врага // Тоталитаризм и
личность. Пермь, 1994 См.: Гулыга А. Шеллинг. М., 1994. С. 229. Пит. по:
Филиппов A.M. «Холодная война». |
|
|
Поиск |
|
|
|